Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина и Польша — на пороге нового тысячелетия

14 марта, 2001 - 00:00


Завтра в польском городе Казимеж-Дольный состоится уже вторая с начала года встреча между президентами Украины и Польши. Со времени после зимней встречи Леонида Кучмы и Александра Квасьневского в Югославии, кое-что изменилось: в Украине углубился политический кризис, тональность Запада в разговорах с Киевом стала намного жестче, стало создаваться впечатление, что Украина рискует оказаться в такой же международной изоляции, как Беларусь. Встреча украинского и польского президентов, кажется, опровергает этот тезис. Накануне встречи президентов министры иностранных дел Украины и Польши предложили «Дню» общую эксклюзивную статью, в которой рассматриваются и новые возможности для стратегического партнерства двух стран, и новые вызовы. Кажется, именно понятие стратегического партнерства, несмотря на все сопутствующие обстоятельства, наконец «обрастает» реальностью.



Главной ценностью, содействующей формированию и развитию контактов между нашими независимыми государствами и суверенными народами в течение последних десяти лет, остается идея добрососедства Украины и Польши. Эти десять лет — не слишком значительный период, если сравнить их с многовековой историей наших народов, однако они являются исключительной страницей нашей истории. Это период мирного сосуществования и сотрудничества, который создает основы современных и будущих украинско-польских отношений в совершенно новой геополитической ситуации. Добрососедство Украины и Польши является также образцом для других государств нашего региона, влияет на упрочение его стабильности и безопасности. Это наш общий взнос в упрочение и обогащение Европы.

Наш общий взнос в украинско-польский диалог о настоящем и прошлом — это размышления об общем наследстве украинско- польского соседства. Он является также стимулом к поиску того, что укрепит и обогатит наше партнерство. Поэтому мы с полной ответственностью заверяем, что определенные в течение последнего десятилетия направления сотрудничества могут и должны быть развиты. Все более явно мы отмечаем то, что нас объединяет, и то, что нас разделяет.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

В современном украинско- польском соседстве мы находим не только общность исторической судьбы, которая сочетает оба народа, но, прежде всего, важный стратегический интерес.

Украинско-польское сотрудничество, опирающееся на единство взглядов касательно принципиальных вопросов будущего Европы, стало на нашем континенте фактом стратегического значения. Интенсивные добрососедские отношения между Украиной и Польшей принадлежат к важным вопросам современной Европы. Это определяют как размер и человеческий потенциал обеих государств, так и возможность расширения влияний интегрированной Европы. Тем самым, благодаря украинско-польскому стратегическому партнерству, перестройка архитектуры европейских отношений в сфере безопасности получает самодостаточную стоимость и новое измерение.

Украина поддержала польское стремление вступить в НАТО. Неизменной останется прагматическая ориентация Украины на сотрудничество с Североатлантическим Союзом, подтверждением чего является установление особого партнерства между Украиной и НАТО, участие Украины в Программе «Партнерство ради мира», а также украинско-польское военное сотрудничество, в частности в рамках польско-украинского батальона миротворческих сил.

Польша была и есть адвокатом украинских стремлений к интеграции с Европой. В недалеком будущем Польша станет членом Европейского Союза. Для Украины это — пока что вопрос отдаленной перспективы. Однако для Польши существенно, чтобы на будущей границе между Европейским Союзом и Украиной не появился новый «железный занавес». Польша будет активно действовать с целью отрабатывания решений, благодаря которым страны, которые останутся за границами ЕС, смогут участвовать в сотрудничестве всех народов и государств континента. Особой задачей и долгом Польши будет сотрудничество с европейским сообществом в направлении формирования европейской роли Украины и ее подготовки к соседству с Европейским Союзом.

Как соседи мы нужны друг другу для формирования политики относительно нашего региона, а также для глобальных процессов, участником которых стала Центрально-Восточная Европа совсем недавно, и которые будут решать будущее мира: свободное перемещение капиталов, рост значения новых технологий, информационная и коммуникативная интеграция. Эти вызовы стоят как перед Украиной, так и перед Польшей.

Современная Украина находится на сложном этапе строительства и упрочения своего суверенитета. Эта сложность заключается прежде всего в том, что речь идет о начальном этапе создания основ нового общественно-экономического строя. Это требует как от власти, так и от граждан Украины значительных усилий в осуществлении трансформации и неразрывно связано с ростом самопожертвований в случае, если реформы будут носить половинчатый характер. Украина уже достигла на этом пути значительных успехов.

Польша — государство, которому с начала девяностых удалось многого достичь в трансформации социальной, политической и экономической системы, а также на пути евроатлантической и европейской интеграции. Достичь этого удалось благодаря решительности как польской власти, так и польского общества. Используя приобретенный опыт политических и экономических реформ, Польша понимает необходимость создания институтов политического и общественного диалога с Украиной, которые могут поддержать и укрепить процессы трансформации в Украине.

С начала девяностых Украина и Польша осознали необходимость и перспективу тесного партнерства. За десять лет сотрудничества удалось создать уникальные как в украинско-польской истории, так и на фоне европейского сотрудничества, межгосударственные отношения между Украиной и Польшей. Мы убеждены, что у этого партнерства нет альтернативы.

Мы не забываем также, что стратегическое партнерство — это в то же время взаимные обязанности партнеров. Уровень украинско-польского партнерства, создающий хорошие предпосылки для дальнейших успехов в нашем сотрудничестве, требует также критического взгляда на общие достижения.



ИНСТИТУТЫ УКРАИНСКО- ПОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Украинско-польские отношения дошли до уникальной интенсивности политического диалога, созданы предпосылки для добрососедства в форме значительной правовой базы, полной открытости межчеловеческих контактов, устоявшихся институтов межгосударственного диалога, а также внедрения механизмов, в частности, экономического сотрудничества.

Поддержка и развитие нынешнего уровня партнерства между Украиной и Польшей в значительной степени зависит от сохранения нынешних политических контактов, упрочения общественного диалога, имеющего отношение к национальному объединению, а также успеха реформаторской политики в Украине. Реализации этих заданий содействует ряд уже существующих постоянных институтов украинско-польского сотрудничества:

— Консультационный Комитет Президентов Украины и Польши.

Первое рабочее заседание Комитета состоялось 27 мая 1993 года. Комитет занимается проблемами региональной безопасности, стратегией экономического сотрудничества, проблематикой национальных меньшинств, вопросами регионального сотрудничества и создания новых магистралей для транспортировки энергоносителей. Комитет дает возможность проводить текущие двухсторонние консультации по наиболее актуальным для обеих сторон проблемам.

— Украинско-польская Смешанная Комиссия по вопросам торговли и экономического сотрудничества.

Комиссия создана в январе 1993 года. Она является основной, в широком понимании, институционной формой экономического сотрудничества между Украиной и Польшей. В ее работе участвуют представители всех заинтересованных министерств и ведомств обоих государств.

— Украинско-польский экономический форум.

Был основан в 1998 году в Жешове. Это формула ежегодных встреч, обеспечивающая украинским и польским предпринимателям возможность обмена реформаторским опытом и презентации предложений сотрудничества, а также обсуждение проблем, связанных с общим поиском спонсоров для конкретных проектов. К участию в заседаниях форума приглашаются также представители украинского и польского правительств, политики, парламентарии и предприниматели.

— Украинско-польская и Польско-украинская парламентские группы.

— Украинско-польский /Польско- украинский/ Форум был создан в 1992 году; его деятельность возобновлена в 1999 году. Он объединяет известных представителей науки и культуры наших государств. В рамках Форума, среди прочего, получила активную поддержку идея создания Украинско-польского университета.

— Постоянная Украинско-польская Конференция по вопросам европейской интеграции.

Ее организационное заседание состоялось в марте 1999 года. Работой Конференции руководят заместители министров иностранных дел Украины и Польши. В ее работе участвуют представители всех заинтересованных министерств и ведомств обоих государств. Патронат над Конференцией осуществляют Премьер- министры Украины и Республики Польша. Состоялись четыре заседания Конференции, которая является формой передачи украинским партнерам польского интеграционного опыта, знаний о процессе вхождения в ЕС, дает возможность осуществлять широкий анализ украинско- польских отношений на фоне приближения обеих государств к Европейскому Союзу.

— Польско-Американско-Украинская Инициатива Сотрудничества.

Сотрудничество правительств Польши, США и Украины в рамках ПАУИС (инициатива ее создания родилась в Киеве в 1998 году) охватывает три сферы: макроэкономические реформы, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование системы местного самоуправления. Заданием ПАУИС является поддержка экономических реформ в Украине путем передачи польского опыта. Особенно важна практика сотрудничества неправительственных организаций трех стран. В рамках ПАУИС было назначено более 30 грантов.

— Польский Институт в Киеве. Этот Институт, действующий в столице Украины на протяжении двух лет, стал одним из важных культурных центров.

Мы хотели бы, чтобы украинско- польские отношения не ограничивались только добрыми отношениями между институциями и политическими элитами, но были также наполнены действенными контактами между общественностью. Это стремление нашло свое отражение в принятом Президентами наших государств в мае 1997 года Общем Заявления «К взаимопониманию и единению». Диалог единения нужен как нашим народам, так и целой Европе. Он развивается хоть и не без трудностей, прежде всего, на предоставлении содействия преобразованию украинской экономики, а также построении гражданского общества (например, местного самоуправления) и свидетельствуют о том, что эта среда хорошо ориентируется в реалиях Украины, в украинском неправительственном секторе.

Можно говорить о большой интенсивности украинско-польских контактов в сфере культуры и науки. Особый акцент в нашем сотрудничестве мы хотели бы сделать на контактах молодежи, что считаем наилучшим средством преодоления негативных наслоений исторического прошлого.

Строя будущее, мы не должны забывать о нашей истории, которая нас соединяет и является крепкой основой нашего соседства. Поэтому мы рассматриваем диалог на тему трудных, а часто болезненных страниц нашего исторического наследства, как категорию долга. Процесс единения украинского и польского народов требует наших общих размышлений над прошлым.

Наши государства много делают и, заверяем, и далее будут делать для увековечения исторической памяти наших народов, так, как это сделано Наши государства уже много сделали в этом направлении, однако еще должны много сделать для того, чтобы мы могли утверждать: все проблемы украинцев в Польше и поляков в Украине — решены.

АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И УКРАИНСКО- ПОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Большое значение для Украины и Польши имеют экономические инициативы в масштабах региона. Особую заинтересованность вызывают проекты в отрасли транспорта и энергетики. Одним из таких весомых начинаний является работа над транспортной сетью Балтийское море — Черное море (Гдыня/Гданск — Одесса/Ильичевск), целью которой является увеличение грузоперевозок, а также приспособление железнодорожной, автомобильной и портовой инфраструктур этого транспортного коридора к международным стандартам. Наша общая заинтересованность заключается в том, чтобы поддерживать развитие экономической деятельности, в том числе украинско-польских субъектов, которые будут обслуживать транспортный кориской нефти может обеспечить Украине диверсификацию источников энергоносителей, повысить ее энергетическую безопасность. Реализация проекта транспортировки нефти путем Одесса—Броды—Гданск создает также возможность альтернативного обеспечения нефтью и ее коммерческого транзита через территорию Польши. Об особенностях воплощения в жизнь этого проекта ведут переговоры специальные комиссии, созданные в рамках украинско-польской Смешанной Комиссии по вопросам торговли и экономического сотрудничества. Украинская сторона настойчиво работает над окончанием сооружения нефтепровода Одесса—Броды.

Как кандидат в члены ЕС, Польша строит свои отношения с Украиной также через призму политики Европейского Союза относительно нее. Польша с удовлетворением восприняла Общую Стратегию ЕС касательно Украины, которая предусматривает сотрудничество с Украиной по созданию общей энергетической инфраструктуры, строительство транспортных соединений, в том числе и для транзита энергоносителей. В реализации этих планов заинтересована также и Польша.

Представленные выше рассуждения склоняют к мнению, что формирование стратегического партнерства между Украиной и Польшей зависит как от исторических связей, так и от реалий и вызовов сегодняшнего дня. Важно и то, что добрососедство между Украиной и Польшей непосредственно влияет на стабильность и европейскую безопасность, а также на усиление нашего региона.

В ближайшие годы Украину и Польшу ожидают новые вызовы. Польша станет членом Европейского Союза, а Украина окажется перед перспективой становления своего соседства с ЕС. Для нас неоспорим тот факт, что Украина и Польша, интенсивно сотрудничающие во многих отраслях, имеют возможность внести весомый вклад в построение безопасного соседства Европейского Союза с государствами, к нему не принадлежащими.

Это задача и долг как Украины, так и Польши по отношению к Европейскому Союзу, а также нашим непосредственным соседям и соседям по региону, дорога к которым пролегает через наши территории и через опыт нашего соседства. однако стабильно. В условиях полной открытости границ этот диалог стал настоящим взаимопониманием между суверенными народами. Считаем, что Украина и Польша с пользой для дела используют возможности свободы передвижения и открытости общественной жизни, которые народы Центральной и Восточной Европы создали для себя на протяжении 10 лет.

Своеобразной частью процесса единения народов является многосторонний диалог между украинской и польской общественностью. В этой сфере констатируем наличие значительного количества неправительственных организаций. Программы многих польских неправительственных организаций сосредоточены, дор Одесса-Гданск. Одним из важных вопросов украинско-польского переговорного процесса является знакомство с украинской концепцией диверсификации источников энергоснабжения. В дискуссии по поводу европейской энергетической безопасности и новых газопроводов Польша, руководствующаяся общим стремлением укреплять украинско- польское партнерство, будет принимать только такие решения, которые будут согласовываться с интересами Украины.

С 1997 года продолжаются украинско-польские переговоры по проекту нефтепровода Одесса—Броды с возможностью продолжения его на территорию Польши. Строительство этого пути транспортировки каспийв Харькове, Явожно, Варшаве и Кракове, а вскоре — будет сделано и во Львове.

С большим удовольствием можем отметить, что мы помним и о том, что дали нашей истории великие творцы украинской и польской литературы. Приближается к завершению восстановление музея Юлиуша Словацкого в Кременце, а в варшавском сквере имени Тараса Шевченко будет стоять памятник великому украинскому пророку.

Мы знаем, что настоящий диалог требует времени. В нем должно быть найдено место и для проблематики национальных меньшинств. Современная Европа придает большое значение гарантированию им надлежащего места в гражданском обществе.

Анатолий ЗЛЕНКО, министр иностранных дел Украины, Владислав БАРТОШЕВСКИЙ, министр иностранных дел Республики Польша
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ