Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинцев будет больше

Если учесть европейский опыт: спорт, здоровый образ жизни и личную культуру
13 августа, 1996 - 19:59

Демографические процессы — вещь слишком чувствительная к любым изменениям в обществе. Что уж говорить о таких исторических событиях, как войны или развал империй! Распад СССР привел к огромным изменениям, в том числе и демографическим, во всех странах, которые были в составе Союза либо так или иначе находились под его влиянием (Польша, Чехия, Румыния и другие). И если наши западные соседи легче справились как с экономическим кризисом начала 1990-х, так и с ростом смертности, то, к сожалению, печальная ситуация остается в Украине и России: смертность здесь не снижается, а продолжительность жизни не увеличивается.

Причем в России — хуже всего: средняя продолжительность жизни мужчин — 60 лет (в Украине — 62 года для мужчин, для женщин — 63). Улучшилась ситуация и в Беларуси, и Прибалтике. Кстати, в странах Балтии — там, где, как утверждают демографы, меньше славян (закономерность очевидна: там меньше выпивают, а алкоголизм является едва ли не первой причиной высокой смертности населения и деградации). В Украине еще есть резервы для снижения смертности и продления продолжительности жизни: как утверждают эксперты, в частности, через снижение количества смертей молодых людей, в частности, мужчин 16 — 40-летнего возраста (причины: алкоголизм, курение, нездоровый образ жизни) и снижение количества смертей из-за несчастных случаев. А еще — через занятие спортом и пропаганду здорового образа жизни. Нужно чтобы это могло взять на себя государство. Подробнее об исследовании смертности в Восточной Европе и, в частности, Украине и прогнозы на будущее «Дню» рассказала кандидат экономических наук, заведующая сектором проблем продолжительности жизни и здоровья населения Института демографии и социальных исследований НАНУ Елена ПАЛИЙ.

— Елена Михайловна, какие можно выделить закономерности, сформировавшиеся в демографических процессах стран бывшего соцлагеря и СССР?

— Мы поинтересовались развитием демографических процессов постсоциалистических стран, включительно с Украиной, и причинами различий. Были выбраны ближайшие страны-соседи Украины — Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, страны Балтии, а также Россия. Среди них есть и большие по территории и численности, и совсем маленькие. Даже беглый взгляд на приведенные выше демографические характеристики позволил заметить поразительное единство демографических процессов, если они касались показателей рождаемости. Такое наблюдение приводит к выводу, что параметры демографических процессов не везде и не в полной мере зависят от экономического развития... Очевидно, эти процессы (распад СССР. — Авт.) были вполне закономерны, так как привели к демографическим изменениям практически на всем европейском постсоциалистическом пространстве. В частности, это касается заключения браков. Наблюдается довольно стремительное его падение и повышение брачного возраста, так, как это происходит и на Западе. Разумеется, официальные статистические данные касаются лишь зарегистрированных браков. В соответствии с сокращением количества пар, склонных официально регистрировать свои отношения, выросла часть внебрачных рождений в общем их количестве. Модель двухдетной семьи как идеальная сложилась в бывшей социалистической Европе уже в 1960 — 1970-е годы ХХ века. Довольно длительное время, вплоть до начала 1990-х годов здесь происходил рост рождаемости, а впоследствии началось стремительное снижение, длившееся около десяти лет. В течение этого периода рождаемость снизилась на 30 — 40%.

Самая низкая наблюдалась в большинстве стран в 2001 — 2002 годах, несмотря на постоянный экономический рост, за исключением России, Украины, Румынии и Болгарии. Приходится признать, что, во-первых, негативное воздействие на рождаемость социально-экономических трансформаций выходит далеко за временные рамки экономического спада; во-вторых, он осуществляется не прямо через ухудшение уровня жизни, а опосредствованно — через более сложные изменения в общественном быте; в-третьих, кроме собственно ухудшения благосостояния семей в снижении рождаемости значительную роль сыграли неэкономические факторы. Прежде всего, это изменения в системе ценностей, в частности, женщин, многие из которых ориентируются сначала на карьеру, а уже потом — на семью. Свидетельством этому является постоянный рост возраста матери при рождении первого ребенка. В фундаментальном исследовании детородности женщин в ХХ в. доказано, что в последние десятилетия постоянно растет доля бездетных женщин и семей, ограничивающихся одним ребенком, и эта тенденция продолжается. Общемировой тенденцией является также перенос рождения на более поздний возраст, начатая в Центральной и Восточной Европе поколениями 1960-х годов рождения. Однако последующие изменения в возрастном распределении рождений, пришедшихся на 1990-е годы, по мнению исследователей, были настолько глубокими, что заслуживают называться историческими. Эти изменения продолжаются, и на данный момент пока что трудно предвидеть, компенсируют ли младшие поколения когда-то, в старшем возрасте, отложенные ныне рождения. Например, в 2005-м году этот возраст в Венгрии составлял 27 лет, в Польше — 25,4, в Украине — 23,8 года (в 2000-м — 22,6).

— На днях Госкомстат сообщил, что украинцев уже 46 миллионов — продолжается тенденция к уменьшению. Можно ли повлиять на основные причины?

— Причина состоит в низкой рождаемости. Чем ниже рождаемость в регионе, тем больше уменьшение населения. Известно, что больше всего умирает пожилых и старых людей. Так, из всего количества смертей в 2008 году, а это больше 754 тыс. человек, почти 560 тыс. составляли лица пенсионного возраста. Но в Украине недопустимо высокая смертность людей молодого возраста. Отсюда и низкая продолжительность жизни. Например, вероятность умереть в возрасте от 40 до 60 лет у украинских мужчин составляет целых 32%, в возрасте от 16 до 40 лет — 10%.

— Какие особенности смертности в других странах, когда-то входивших в СССР?

— Ситуация в Центральной Азии немного лучше нашей, потому что там столько не пьют водки. В Закавказье — также. В отличие от других стран, в Украине и России ситуация со смертностью и продолжительностью жизни остается очень неблагоприятной, можно сказать трагической, особенно у мужского пола. Существует достаточно исследований, посвященных кризису смертности в бывших республиках Советского Союза, в частности, в России и Украине. Их авторы почти единодушно приходят к выводу, что главной причиной такого состояния является алкоголизация населения и пренебрежение собственным и общественным здоровьем как со стороны самих людей, так и со стороны государства. Ведь в меньшей мере, как утверждают специалисты ВОЗ, состояние здоровья населения зависит от уровня и качества обеспечения медицинскими услугами. Две другие важные составные — образ жизни и состояние окружающей среды. Первопричина этой ситуации — углубление системного общественного кризиса, продолжающегося вопреки экономическому росту и подрывающего основы социального благополучия нации. Прежде всего — это кризис духовности и морали, ведь распад советской общественно-политической системы, основывавшийся на государственно-общественном вмешательстве во все, даже интимные сферы быта, привел к утрате жизненных ориентиров — для одних и понимания демократии как полной свободы и безответственности — для других. Прошло еще слишком мало времени, чтобы была сформирована новая культура — культура быта и профессиональной деятельности; культура бизнеса, в том числе его социальная ответственность; обращения с окружающей средой и в социальной среде; культура поддержания и сохранения своего здоровья и своих близких, в конце концов. И политической культуры, и культуры управления государством также очень не хватает.

— Насколько влияет уровень жизни и уровень медицинского обеспечения на продолжительность жизни?

— Процентов на 30. Остальное — образ жизни (приблизительно на 50%), наследственность и состояние окружающей среды. Смертность обнаруживает тесную связь с уровнем экономического развития. Во всяком случае, во всех исследуемых странах, кроме России и Украины, наблюдается рост средней продолжительности жизни, который логично связать с повышением благосостояния населения. Европейским странам удалось преодолеть негативные тенденции в смертности, наблюдавшиеся в 1980-е годы. Исследования, посвященные особенностям смертности населения в Центральной и Восточной Европе, указывают на сердечно-сосудистые заболевания как главную причину, формирующую негативные тенденции в смертности. Поэтому наибольший вклад в повышение средней продолжительности жизни сделало сокращение смертности именно от этих болезней.

Так, например, в Чехии смертность от этой причины и мужчин, и женщин в возрасте до 65 лет по сравнению с 1990 годом сократилась почти наполовину, в Венгрии — мужчин на 28%, а женщин более чем на треть. Благоприятная динамика этого показателя отмечается и в других странах. Правда, сегодня для стран Центральной и Восточной Европы характерен демографический упадок, присущий всему Европейскому континенту и угрожающий многими негативными последствиями не только в демографической, но и в социально-экономической сфере. Наиболее заметным проявлением демографического упадка является сокращение численности населения страны. Сокращение населения происходит в основном в результате очень низкого уровня рождаемости, который уже давно не обеспечивает воссоздание предыдущих поколений. Однако если в Западной Европе низкая рождаемость порой компенсируется миграционным приливом, то Центральная и Восточная Европа сегодня преимущественно отличается нулевым или отрицательным миграционным приростом, за исключением Чехии, Словакии и России.

— Какие прогнозы для Украины относительно смертности?

— На ближайшее будущее — не очень утешительные. Уже более десяти лет продолжительность жизни в состоянии стагнации: 62 года — средняя продолжительность жизни мужчин в Украине и 74 года — у женщин. Вряд ли ситуация в корне изменится в ближайшие лет пять. Политика государства, даже в сфере здравоохранения, не имеет четкой профилактической направленности. Кажется, никого не интересуют здоровые люди, которым нужно помочь сохранить здоровье (что дешевле) вместо того, чтобы потом лечить болезни (что в несколько раз дороже).

— Какие у Украины есть резервы, чтобы увеличить продолжительность жизни и уменьшить смертность?

— Прежде всего уменьшить смертность от «внешних» причин — несчастных случаев, отравлений и травм, которые очень часто вызваны употреблением алкоголя. Главная причина смерти (больше половины случаев) — сердечно-сосудистые болезни. Молодые люди умирают от них также из-за избытка алкоголя, курения, ожирения и стрессов. Продолжительность жизни высока в тех странах, где больше людей придерживается здорового образа жизни.

Тенденции в смертности не во всех странах были однозначны. В течение трансформационного периода сначала ситуация ухудшалась, однако впоследствии удалось ее исправить, благодаря уже упомянутым факторам. Нельзя не отметить, что в разных странах пик смертности пришелся на разные годы, причем неодинаково у мужчин и женщин. Успехи в борьбе с основными недугами, например, сердечно-сосудистыми, смертность от которых и в Украине на первом месте, были достигнуты в Европе благодаря, в частности, изменениям в питании, систематической профилактике и диспансерным обследованиям, распространению новых форм лечения и сердечной хирургии. Значительную роль в общем снижении смертности сыграло также распространение здорового образа жизни, на что указывает снижение смертности от самоубийств, внешних причин в целом и причин, связанных с алкоголем и табаком.

На постсоветском пространстве негативные тенденции продолжались дольше всего. Можно предположить, что это удалось преодолеть благодаря переориентации образа жизни в целом на другие, западные образцы, во всяком случае, части населения, особенно после вступления некоторых из этих стран в Европейский Союз. Это политическое событие не только касалось правящей элиты, оно так или иначе отразилось на жизни всех граждан, показало им новые перспективы и стало важным стимулом к стремлению к лучшей жизни, а впоследствии — желанию и силам к ее судьбоносному превращению. Украинскому обществу и поныне присуща система ценностей, в которой здоровый образ жизни занимает второстепенное место. На фоне упадка государственных институтов, ответственных за состояние здоровья населения, особую значимость приобретает формирование общественной и индивидуальной настроенности на приоритет здорового образа жизни, социальной и личностной мотивации к сохранению и укреплению здоровья. В то же время имеющиеся в наличии государственные ресурсы необходимо сконцентрировать на наиболее перспективных относительно результативности и экономической эффективности направлениях охраны и восстановления здоровья. Следовательно, с одной стороны, должна быть создана социальная среда, благоприятная для выбора и усвоения населением модели поведения, сориентированной на здоровый образ жизни, а с другой, определены наиболее острые проблемы и приоритетные направления, на которые должны быть направлены меры демополитического воздействия. С этой точки зрения опыт других постсоциалистических стран достоин подражания.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ