Государственная налоговая администрация Украины всерьез заинтересовалась тем, на какие цели используется спирт, выделяемый для изготовления парфюмерно-косметических изделий. Внимание налоговиков привлекла тенденция к росту объемов спирта, приобретенного для изготовления парфюмерии: в 2001 году они составляли 3,5 млн. декалитров этилового спирта, тогда как в 2000 году — 2,4 млн. Почти 40-процентный рост оказался незамеченным на ассортименте парфюмерного рынка, поэтому налоговики уверены, что речь идет о росте нецелевого (а точнее — неподакцизного) использования спирта.
В пользу интуиции ГНА и статистические данные, на которые ссылаются налоговики. По оценкам специалистов, в Украине ежегодно потребляется около 33 млн. декалитров ликеро-водочных изделий. Как сообщил вчера начальник департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНА Виктор Чабаненко, мощности 82-х нынче работающих спиртовых заводов Украины позволяют производить ежегодно 66 млн. декалитров спирта, однако предприятия загружены только на треть: в прошлом году произведено 20 млн. декалитров спирта. Следовательно, нетрудно сделать вывод: 13 млн. декалитров попадают к украинским потребителям нелегальным путем. Если отбросить импорт, то остается около 10 млн. декалитров, то есть, треть потребления приходится на нелегально произведенные, сфальсифицированные изделия, а это вполне реальные потери для бюджета.
Использование этилового спирта, приобретенного якобы для производства парфюмерно- косметических изделий, моющих средств, растворителей, является одним из наиболее распространенных каналов получения сырья для нелегального производства водки: ведь в этих случаях, по словам В.Чабаненко, акцизный сбор взимается по льготной ставке, которая в десятки раз меньше, чем для производства ликеро-водочных изделий (1,2 грн. за один литр чистого спирта против 16 грн.). При этом спирт покупается вполне легально, а поскольку его следующее движение никем не отслеживается, с этого «парфюмного» спирта можно беспрепятственно производить подпольную водку. Этому содействует и то, что в производстве парфюмерии нет лицензирования.
Только после того, как Президент Украины своим указом от 11 июля 2001 года возложил функции реализации государственной политики в сфере производства и оборота спирта, алкоголя и табака на ГНА, отметил В.Чабаненко, в этой сфере начал налаживаться сквозной контроль. По его мнению, теперь в компетенции одного государственного органа сосредоточены разрешительные и контрольные функции, что позволит эффективнее бороться с «теневыми» схемами производства подакцизных товаров. Первые последствия такой работы (новообразованный департамент работает с октября 2001 года) уже вполне очевидны: в четвертом квартале 2001 года поступления акцизного сбора увеличились по сравнению с тем же периодом 2000 года на 22 млн. гривен.