КОММЕНТАРИИ
Владимир ГУЛИМА, руководитель Центра исследования проблем регионального и международного сотрудничества, Львов:
— Совет регионов пройдет буквально через несколько дней после саммита глав государств Центральной и Восточной Европы в Варшаве, следовательно, было бы логично ждать от Президента Украины программных заявлений перед его участниками относительно реальных внешнеполитических перспектив нашей страны. Другим вопросом хотелось бы видеть четкое разграничение политических и экономических полномочий центральной и региональной властей, а также введение системы строгой ответственности за их соблюдение. Общество должно иметь четкое понимание цивилизационных стремлений государства и осознавать, от каких конкретных мероприятий и исполнителей будет зависеть их реализация, с учетом чего строить соответствующее отношение к власти.
Наибольшей проблемой нашего региона считаю слишком высокий уровень «политического сознания». К сожалению, большинство жителей региона не желают понимать, что их искренние патриотические убеждения используются некоторыми политическими силами для собственных политических и материальных дивидендов, однако они никоим образом не способствуют росту благосостояния населения. Мы остались на стыке революционных 1980-х и 1990-х годов, а сегодня нужно мыслить более прагматичными экономическими категориями.
За 20 лет независимости разные регионы Украины так и не научились воспринимать себя частями единого государства, продолжая обвинять друг друга в отсутствии государственного прогресса. Этому в значительной мере способствуют постоянные споры на почве языкового вопроса, этнического происхождения, федерализации (и далее по списку), которые намеренно используются для отвлечения украинского общества от действительно актуальных проблем цивилизационного выбора и экономической модернизации, для перевода темы классового противостояния в сферу этнических, языковых и других конфликтов.
Геннадий КОЖЕВНИКОВ, глава Волынской областной организации УРП «Собор»:
— Инфляционные процессы прогрессируют непрестанно. И это как раз общее для всех регионов Украины, как бы нас не делили. Попытки втянуть эти регионы в процесс, который я бы образно назвал «бей львовянина!», мягко говоря, недальновидны. Нетерпимость заразна и часто потом бьет по своим... Провокация чистой воды во Львове подставляет не только власть, и в первую очередь власть, но и всю Украину. Этот красный радикализм может привести к политическому взрыву. Потому что если кто-то хочет вспомнить свое далекое прошлое с красным знаменем во главе колонны, то этого не нужно делать другим. Совет должен регионы примирять и сдружать, и это следует толерантно обсуждать. Удавалось же Украине и раньше избегать продолжения довольно острых межнациональных конфликтов.
Волынь также больше всего беспокоит снижение уровня жизни, ведь это небольшая экономически неразвитая область. А поскольку мы на границе с Евросоюзом, то люди своими глазами видят, как живут другие и как можно жить. Инвестиции же идут только на большие города, а в селах прогрессирует безработица, люди спиваются, совершают преступления. А мы им — о красных флагах! Инвестиции, инвестиции и еще раз инвестиции — вот то, что спасет регион, с которого начинается Украина. И в первую очередь — в дороги, транспортное сообщение, потому что это нонсенс, когда у области нет даже нормальной транспортной связи с югом Украины, с тем же Крымом. Рецепты решения региональных проблем есть, и они используются. Местные власти стремятся задействовать сельское население, привлекаются льготные кредиты для развития частного животноводства, но этого недостаточно. Нужно развивать собственную перерабатывающую промышленность.
Дмитрий ТУЖАНСКИЙ, политический обозреватель, Закарпатье:
— Сейчас уже очевидно, что одна из самых коварных проблем нынешней украинской власти — это ее закрытость. Сосредоточенная исключительно в кабинетах на Грушевского и Банковой, она не способна рефлексировать, то есть чувствовать и реагировать на проблемы и запросы общества. Конечно, централизация была необходима, но сейчас она уже перестала оправдывать себя, особенно в вопросах реформ. Опыт налоговой реформы, а точнее попыток ее провести, засвидетельствовал абсолютную оторванность реформаторов от народа. Поэтому Совет регионов мог бы и должен стать своеобразным мостиком, который бы компенсировал эту оторванность. Конечно, это возможно лишь при условии откровенности представителей областей, которые должны были бы говорить не то, что хочет глава государства, а то, что происходит на самом деле на местах. Сегодня, к сожалению, на это не готовы ни одни, ни другие. Следовательно, Совет регионов в который раз рискует стать возможностью для самоутверждения первого лица государства и «прогибания» со стороны местных чиновников.
Но чтобы составить повестку дня проблем украинцев, не нужно далеко ездить или собирать Советы регионов. На самом деле именно проблемы объединяют сегодня страну: безработица, рост цен, низкая зарплата, социальная незащищенность, коррупция, плохие дороги, нарушение прав, гарантированных Конституцией. Конечно, у каждой области есть и свои специфические «язвы», например, Калуш в Ивано-Франковской области или Солотвино в Закарпатской (увеличение площади карстовых провалов на соляной шахте пгт Солотвино Тячевского района Закарпатской области может перерасти в техногенную катастрофу, в зоне влияния интенсивных геологических процессов оказалось 292 жилых дома, где проживает 1200 человек, две школы, городская больница, поликлиника и другие объекты инфраструктуры. На сегодня правительство Украины готово выделить 150 млн. гривен на переселение людей). Но эти проблемы не новы. Есть уже наработанные решения. Нужна лишь политическая воля, чтобы их принять. Впрочем, так же и с социально-экономическим блоком вопросов.
Другое дело, что для этого представителям власти нужно перестать корчить из себя небожителей, а начать наконец выполнять то, за что они получают плату от украинского народа.
Олеся КИРИЛЕНКО, кандидат социологических наук, Ровно:
— Среди полномочий Совета регионов — согласование политического курса на национальном и региональном уровнях, а также решение социальных проблем. Актуальным остается вопрос децентрализации власти. И он должен обсуждаться именно таким образом. Взгляд общественности на демократическое развитие не совпадает с политикой государства. Речь идет, например, о том, что главы облгосадминистраций должны избираться на местах, а не занимать эту должность по назначению Президента. Так возникает некоторое напряжение. Поэтому вопрос нужно обсуждать в рамках совещательных структур. Однако дело еще и в том, что местная элита не всегда результативно работает. А эффективность власти должна расти.
Тем временем общими для всех областей Украины являются вопросы развития экономики. Речь идет не только о малом и среднем бизнесе, но и о восстановлении крупных предприятий. И, конечно, необходима поддержка на региональном уровне. Также стоит налаживать новые формы сотрудничества между городом и селом.
Тарас ЛИТКОВЕЦ, политолог, политический обозреватель FM-радиостанции «Луцьк», старший преподаватель кафедры политологии Волынского национального университета имени Леси Украинки:
— Странно получается: хоть Совет регионов и является совещательным органом при Президенте, но именно Президент выступает... главой этого совета. К тому же среди его членов — все государственное руководство и, что особенно интересно, главы областных госадминистраций и областных советов. Последние, стоит надеяться, — в теме и прекрасно знают, что и как делать. Так почему же это все не делается? Вместо холодных экономических расчетов имеем политические обсуждения. И на этот раз будут выслушаны мнения профессионалов, которых всегда выслушивают, но решения снова и снова приобретают политический акцент, политическую окраску.
У Волыни свои проблемы, которые ей самостоятельно сложно решить. Одна же из задач Совета регионов — преодолеть межрегиональную диспропорцию. А что имеем на самом деле? Со времен Кучмы и Ющенко говорим об административно-региональной реформе, но только говорим. Я бы в повестку дня внес вопрос не по Крыму, а по защите информационного пространства. Ведь оно оккупировано соседними и несоседними государствами. Телевидение полностью захвачено неукраинским продуктом, мы слушаем чужую музыку, не всегда качественную, и она даже не второй свежести. А это формирует сознание граждан государства.
На Волыни один из самых низких в Украине уровень социально-экономического развития. Конечно, это следствие и экономической разбалансированности в государстве, когда одни регионы стонут от промышленного переразвития, а другие, как наша Волынь, никогда, собственно, не были в числе промышленных монстров. Еще со времен царской империи Волынская губерния была глубоко аграрным регионом. Однако это тоже может быть выигрышным моментом. Недавно я возил студентов на практику в Польшу, мы вместе объехали и их знаменитые замки. Увидели эту страну от Люблина до Вроцлава, проезжали и через Чехию. И обратили внимание, что наиболее высокий уровень жизни не в промышленных областях, а на западе Польши, где хорошо развита инфраструктура отдыха, где отдыхает вся Польша, половина Германии, активно заезжают французы и англичане. У Волыни тоже есть своя фишка: у нас чистая природа, хорошие возможности для зеленого туризма, только Шацкие озера в сезон могут одновременно принять 10 тысяч отдыхающих. Однако нужно развивать туристическую инфраструктуру, делать наконец достойные дороги, довести до ума историю с военным луцким аэродромом, который может принимать самолеты любого класса. У Волыни есть перспективы развития, и нужны: 1) политическая воля, 2) качественное администрирование, 3) инвестиции. В той же Польше не так давно была большая проблема с сохранением памятников Средневековья, тех же замков. Их отдали в частные руки, причем за очень большие деньги, но замок получал реконструкцию, туристы же — круглогодичный доступ к интересной достопримечательности.
Что касается общего между регионами, то во все времена и все народы априори объединяли три вещи: язык, религия и общая история.
Владимир ПРИТУЛА, руководитель комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:
— Должен констатировать, что сегодня в результате развития властной вертикали вся власть в Украине принадлежит Президенту страны, что значительно усиливает роль и значение структур, которые созданы им и работают под его руководством, независимо от того, предусмотрены они законодательством или нет. Среди них и Совет регионов. В то же время нашим органам власти во главе с Президентом хвастаться успехами в развитии страны не приходится, разве что более или менее успешной была в последнее время политика относительно крымских татар: крымское правительство смогло решить несколько узловых вопросов — выделение земельного участка для строительства соборной мечети, решение земельной проблемы и т.д. Однако сами крымские татары считают, что украинское правительство не способно самостоятельно решить политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты проблемы депортированных и полностью избавиться от сталинского наследия в этом вопросе, поэтому они инициируют проведение международного форума под эгидой ОБСЕ. Эту идею уже поддержали несколько влиятельных международных организаций и стран, а потому рано или поздно он состоится, и именно сегодня Украине стоило бы выработать свою позицию относительно форума. И если наша власть выбрала именно европейский путь развития, то Украина должна использовать этот шанс, ведь международная помощь может быть весомой и очень важной не только в решении проблемы крымских татар, но и во внедрении прогрессивных мировых технологий управления. Поэтому сейчас стоит определить, что именно может сделать на этом пути сама Украина, а в чем нужна помощь мирового, прежде всего европейского, сообщества. При этом следует иметь в виду, что если крымскотатарская проблема разрешится в Украине, то и многие другие проблемы страны будет решить проще.
Следует сделать акцент и на других актуальных проблемах, в частности на необходимости развития Военно-Морских сил Украины. Власти это хорошо понимают, а потому инициировали строительство серии современных фрегатов для украинских моряков. И хотя для бюджета страны это сложная задача, нации это по силам. И большую роль в этом мог бы сыграть Совет регионов при Президенте, в частности в том, чтобы приобщить органы власти и общественность в регионах к финансированию этого проекта. Нужно поднять вопрос о том, чтобы регионы, а в частности и богатые люди в регионах, присоединились к сбору средств на эту программу. Я считаю, что донетчанин Ахметов или харьковчанин Ярославский, другие миллиардеры и миллионеры могли бы собрать несколько миллиардов для того, чтобы ВМС Украины хоть в некоторых аспектах вышли на европейский уровень развития и выполнения своих функциональных задач. Но к этому нужно приложить усилия прежде всего региональным властям, и это больше всего способствовало бы объединению Украины.
Петр РАДЬКО, кандидат исторических наук, доцент кафедры политэкономии Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко:
— В первую очередь Совет регионов должен отдать инициативу регионам и учесть специфику их развития. Нужно собрать специалистов, которые могли бы сконцентрировать внимание на специализации регионов в определенной отрасли: Николаевская область как кораблестроительная, Одесская как торговая, Закарпатская как туристическая и винодельческая. Черниговщина запущена, хотя она граничит с Беларусью и до России недалеко. Можно было бы наладить сотрудничество с соседними странами. То есть речь идет в некоторой степени об экономической, а не о политической федерализации — так, как в Соединенных Штатах.
Считаю, что сегодня на Полтавщине недостаточно акцентируется внимание на развитии сельского хозяйства. Должны быть определены приоритетные отрасли, в которые привлекались бы инвесторы. Кроме того, следует сделать конкурентоспособной продукцию автомобилестроительного завода «КрАЗ», произвести модификацию, чтобы грузовые машины вывозили не только на север, в Россию, но и поставляли на европейский и африканский рынки.
Требует перемен и отрасль образования. На базе Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко стоит создать классический университет, в который бы съезжалась молодежь. Если будет поддержка из центра и дадут средства, можно было бы специализировать университет (правда, не так, как у Поплавского), чтобы был интеллект и сохранялись кадры. Не следует забывать и о профессионально-техническом образовании. Нужно готовить крановщиков и каменщиков, давать им хорошую зарплату, возможность устроиться на работу, чтобы они могли на квартиру заработать, и вообще стоит развивать жилищно-строительный комплекс. Например, территория вокруг университетов — это мощный социальный комплекс, где могут проживать и преподаватели.
Все регионы Украины могли бы объединить и оживить экономическая (!) «федерализация», развитие промышленного сектора и строительства.
Виктор БЕРЕЗКА, сопредседатель общественного объединения «Приумножим славу Приднепровья!»:
— Думаю, что на заседании в Крыму следует рассмотреть вопрос о соотношении полномочий центра и регионов. Если посмотреть на нынешнюю ситуацию в стране, то на лицо рост неуправляемости ситуацией. Несмотря на то, что вертикаль исполнительной власти укрепили, правительство демонстрирует полное бессилие перед социально-экономической ситуацией. Жизнь людей ухудшается — стремительно растут цены на продукты, тарифы на услуги ЖКХ, проезд на транспорте. Впечатление такое, что руководство страны совсем не регулирует эти сферы, а монополии получили свободу. Невозможно понять, почему в Украине с ее черноземами цены на овощи, картофель и крупы с осени прошлого года поднялись не на какие-то проценты, а в несколько раз. Очевидно, что центр не справляется с продовольственной проблемой, так не лучше ли передать регулирующие функции в регионы. То же самое касается многих других проблем жизнеобеспечения населения Украины. На Днепропетровщине, например, не первый год ухудшается ситуация с питьевой водой. Несмотря на то, что еще несколько лет назад областная власть приняла соответствующую программу, половина сельской местности живет на привозной воде. Водопроводные сети приходят в негодность, но их не могут отремонтировать, поскольку у местных советов нет средств. Качество воды в городах по той же причине — просто катастрофическое. Она настолько загрязнена промышленными отходами, что ее нельзя признать питьевой, а примитивные очистные сооружения построены еще до или после войны. Такой водой мы не только травим ныне живущих людей, но и подвергаем опасности грядущие поколения, ведь дети рождаются больными. Также нуждается в обсуждении вопрос и о земле — он актуален для всей Украины. Бездумная приватизация земли привела к тому, что арендаторы в течение десятилетия, пользуясь бесконтрольностью, из года в год засевают чужую пашню подсолнечником или рапсом, вытягивая все питательные вещества из чернозема. Такое варварское земледелие уже в скором времени приведет к тому, что мы лишимся основного природного ресурса нашей страны. Поэтому, подчеркну еще раз — если центр не справляется с функциями управления, то стоит подумать об их рациональном распределении с регионами. При этом я не призываю ввести федеративное устройство в Украине. В нынешних условиях оно может привести к распаду страны, а ее отдельные территории станут легкой добычей соседей или транснациональных компаний. На федерализации, похоже уже не настаивает и правящая Партия регионов, хотя на этой идее первоначально строилась ее идеология. Но и унитарное устройство с его сверхцентрализацией безнадежно устарело. Необходимо искать новую формулу взаимоотношений центра и регионов, но это должна осознать наша власть.