Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский дед Сергея Доренко гордится знаменитым внуком

Хотя живет без телевизора
26 ноября, 1999 - 00:00

Дебаты, которые в последние дни идут в России вокруг информационных войн в преддверии выборов в Госдуму РФ, не могут быть незамеченными и нами. И не только потому, что мы — в радиусе действия ОРТ, что одно из главных действующих лиц этих войн, Сергей Доренко — выходец с Украины, и в нашей сегодняшней газете вы прочтете репортаж корреспондента из Луганска Аллы Антиповой о встрече с дедом знаменитого телеведущего, 89-летним Филиппом Абрамовичем Доренко. Пожалуй, главное, что нас может интересовать в «феномене Доренко» — это влияние на общество подобных методов политической борьбы, которые активно использовались и в нашей, отечественной, недавней практике президентских выборов.

Безусловно, Сергей Доренко — яркая, талантливая личность. И если кто-то его понимание журналистики как средство выброса заказного компромата не приемлет, то много и тех, кто считает, что телеведущий просто использует ситуацию. Мол, и те, и другие политики — объект его профессиональных изысканий — бесчестны, и почему бы на разоблачениях одних по заказу других и не сделать себе имя? А может, и помочь в какой-то мере обществу осознать необходимость всегда быть начеку с теми, кто жаждет им управлять. Публикуя сегодня ряд материалов, в которых известные журналисты высказывают свое мнение о причинах появления в постсоветских странах феномена Доренко, мы не стремимся навязать читателям какой-либо одной безальтернативной позиции. Напротив, мы хотим побудить наших читателей высказать собственную точку зрения: как и почему они воспринимают тот способ диалога с ними в СМИ, который становится сейчас все более популярным? И наш вопрос к вам может конкретно звучать так: общество хочет Доренко или обществу навязывают Доренко? Обществу нужен Доренко — или для общества опасен «феномен Доренко?»

В одном из своих интервью Сергей Доренко подтвердил предположения о том, что его родовые корни заложены в Украине, и уточнил: в Донбассе, на Луганщине. Отсюда происходит его фамилия. Узнав сей факт, нельзя удержаться от соблазна в очередной раз не заметить: как бы ни кичились россияне наличием ярких личностей, все же пополняются они часто за счет украинских талантов. Яркая, пусть и скандальная личность звезды российского телевидения — еще одно тому подтверждение.

С Донбассом Сергей Доренко тесно связан до сих пор: в шахтерском городке Алмазном, что примыкает к Стаханову, живет его дед — Филипп Абрамович Доренко. В следующем году патриарх рода отметит свое 90-летие и, скорее всего, эта знаменательная дата может послужить причиной тому, что в небольшом старом доме соберутся все родичи, а главное — приедут москвичи: старший сын главы Леонид и внук Сергей. По крайней мере, их ждут в следующем октябре. Леонид раньше приезжал каждое лето, а вот в нынешнем году генерал-майор в отставке что-то занемог и поездку к отцу отложил на 2000-й. А Сергея здесь видели давно. И по нему соскучились. Дед даже по телевизору внука посмотреть не может: отслужил свой срок черно- белый экран, а починить не за что. Так и коротают старики длинные вечера возле приемника. Правда, новости в основном слушает Ольга Ивановна — вторая жена старого Доренко, потому что он совсем плохо слышит.

Филипп Абрамович уже в том возрасте, когда память понемножку начинает ослабевать, но он помнит, что еще несколько лет назад Сережа приезжал в Алмазное в свой летний отпуск и привозил своих двух девчушек — старшую Катю и меньшую Ксению. Нина Филипповна, самая младшая дочь, отцу подсказывает: папа, вы же помните, что у Сережи недавно родился сын, ваш правнук, его Прохором зовут. Дед радостно кивает головой: он помнит.

О себе Филипп Абрамович рассказал охотно, но очень коротко. С помощью Нины Филипповны и была выстроена его биография. Почти всю жизнь проработал на железной дороге, был период, когда сменил профессию и пошел на гидрометеостанцию, но вскоре снова вернулся на паровоз. Вырастил троих детей — сына и двух дочерей. Дочки так в области и обосновались, а вот Леня — тот с детства мечтал летчиком стать. Бывало, перевернет табуретку, залезет между ее ножками и представляет себе, что в кабине самолета находится. Урчит на всю хату — «летит». После школы закончил Луганское высшее военное училище штурманов, и дальше судьба военного забросила его далеко от дома. Сережа родился, когда Леонид Филиппович служил в Керчи, в 1959 году, и был единственным ребенком. Каким внук был в детстве, дед уже не помнит. Детских фотографий звезды российской тележурналистики в этом доме, к сожалению, не сохранилось. Но когда речь заходит о сегодняшнем Сергее Доренко, то дед немного преображается — гордо поднимает голову, выставляет грудь и, шепелявя, произносит: он о-очень знаменитый. А потом, напрягая слух, старается уловить хоть одно слово из того, что рассказывает о своем племяннике Нина Филипповна. Но тщетно. Совсем уж ничего дед не слышит. Старость...

Красивая все-таки порода у Доренко. Филиппу Абрамовичу почти девяносто — и глаза его уже потухли, и спина согнулась, но былая красота в нем все-таки проглядывает. То, насколько привлекательным мужчиной он был в зрелом возрасте, подтверждает и фотография тех лет. Темноглазым красавцем смотрит со снимка и мужчина в военной форме. Это Леонид. Нина Филипповна похожа на брата. Только ростом в него не пошла. Маленькая. Внешность рода Доренко совсем не вяжется с той, что принято считать типичной для этой местности. Своих древних корней они не изучали. Может быть, тюркской крови в них намешано, может, другой какой-то. Но порода, судя по всему, сильная.

В нынешнем году старикам живется трудно. Если сложить их пенсию, то на двоих получается где-то сто гривень. Если бы Леонид не помогал, наверное, было бы еще труднее. На еду хватает, а вот с углем — проблема. Его запасы заканчиваются, приходится экономить, а с другой стороны, трудно экономить на тепле, когда старый организм его постоянно просит. Без телевизора можно и обойтись. Могли бы старики, когда московский внук звонит, интересуется здоровьем (звонит, говорят, часто), попросить новый телевизор прислать — все-таки на телевидении работает, для него это не проблема, но скромные они люди. Зачем нагружать Сережу своими проблемами, ведь он так занят по работе. Знаменитым стал, это надо понимать. А вот что касается угля, то вторая жена деда Филиппа Ольга Ивановна, прощаясь с журналистами, попросила: если будете писать, упомяните о том, что нам вскоре нечем будет топить в доме, а денег на уголь у нас нет. Конкретно свою просьбу о помощи она никому не адресовала. Но я считаю необходимым адресовать ее Сергею Доренко, сообщив ему, что машина антрацита в наших краях стоит примерно 50 долларов. Продолжение темы — на стр. «Телевидение»

Алла АНТИПОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ