Что мы знаем о Великой Отечественной войне? Откуда черпали и продолжаем черпать информацию о ней? Старшее поколение и молодежь — насколько их память и знания о войне 1941—1945 гг., завершившейся ровно 57 лет тому назад — 8 мая 1945 года в Карлхорсте под Берлином был подписан Акт о капитуляции нацистской Германии — разнятся?
С каждым годом все труднее и болезненнее пытаться находить ответы на эти вопросы. И не течение времени тому виной. Да, информации о Великой войне, не окрашенной в мифические цвета, мы имеем сейчас немало. Но налицо и другая крайность — если в годы «застоя» мы смотрели парадные фильмы о войне типа «Солдаты свободы», где за грохотом орудийных залпов и скрежетом танковых гусениц терялось ощущение правдивости и трудно было разглядеть драму че ловека, то в наши дни происходит опаснейшая ценностная девальвация: фашизм (или точнее — нацизм) ненавидит старшее поколение, а у значительной части молодежи Гитлер и человеконенавистническая идеология «наци» не вызывают вообще никаких эмоций, а Красная Армия, СССР, оборона Киева и Сталинград — это почти что история Крестовых походов или же военные кампании Наполеона. Поэт Игорь Губерман говорит о молодежи, «которая Вторую мировую уже немного путает с Троянской».
Прогуливаясь в последние выходные дни по Андреевскому спуску, я был неприятно поражен незначительным, казалось бы, фактом — у продавщицы различных украшений из серебра увидел свастику. Даже каски времен войны, многочисленные нацистские атрибуты — повязки, нашивки, немецкая форма, на слетах антикваров и нумизматов не вызывают такой реакции. Это история... А вот «свежеиспеченный» (925-й пробы) крестик кольнул, так же как и «Майн Кампф» на русском языке на киевской Петровке. С каким настроением работали в российском издательстве литературные редакторы, корректоры, как чувствует себя директор этого издательства?
9 Мая дети будут дарить цветы ветеранам... А тем же убеленным сединами воинам нужны не фанфары, не «резкие движения» власти к очередной дате в виде одноразовых премий, и даже не походные полевые кухни с дежурными «наркомовскими» 100 граммами. Убогая старость людей, вынесших на своих плечах все ужасы войны — тяжкий и позорный укор их потомкам.
Есть у этой проблемы еще одно «двойное дно». Украинское общество ни в 1941 году, ни в 1945 году не было единым. Украинцы воевали во враждующих армиях. Если большинство из них боролись с нацизмом в частях Красной Армии, и боролись за существование Украины как державы и ее народа, то воины УПА отстаивали идеалы государственной независимости Украины. Может быть, потому и сейчас в опросах 80% респондентов с Востока Украины считают 9 Мая праздником, и только 20% на Западе думают так же. Гражданская война на Западе страны продолжалась не один год и после 9 мая 1945 года (вплоть до 1954 г.). Этот факт свидетельствует о том, что УПА пользовалась значительной поддержкой местного населения. Нерешенная проблема ОУН- УПА и непризнание ее воюющей стороной может стать живительной силой для сепаратизма.
Не надо забывать и тот факт, что для граждан преступно расчлененной Германией и Советским Союзом II-й Речи Посполитой началом войны стало 1 сентября 1939 года, а парад «победителей» в конце сентября 1939 года в Бресте — это тоже наша история.
Путь к Великой Победе прошел через ужасы нацистской оккупации, шок страшных поражений 1941–42 годов. И потому для нас важны и сейчас правдивые книги и фильмы о войне. Их было мало, но вспомним хотя бы такие ленты — «Балладу о солдате», «Летят журавли», «Отец солдата», «Проверка на дорогах», военную прозу Василя Быкова, Уласа Самчука, «Живые и мертвые» Константина Симонова, военные дневники Александра Довженко, роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти произведения, сумевшие прорваться (многие только в недавнюю пору) сквозь оскопляющую политическую цензуру, в какой-то степени приподнимали занавес над кровавым кошмаром войны для вдумчивых читателей и зрителей. Так, в повести В.Быкова «Сотников» и фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», снятом на основе этой повести, в жестком, бескомпромиссном ключе поставлена проблема, актуальная во все времена: какой человек в момент тяжелейших испытаний «ломается» и становится предателем, а какой — никогда, и почему (параллель образов Сотникова и Рыбака)?
По большому счету, в сражении с нацизмом победил не тоталитарный строй, каковым без сомнения был сталинизм, а народы, отстаивавшие право жить. Украинская цена этого права страшна и «сухие» цифры продолжают бередить душу — в Украине погибло 8,8 миллиона человек, 2,5 миллиона были отправлены в нацистскую неволю, разрушено 870 городов и более 30 тысяч сел. Каждый из нас, если хочет остаться человеком, должен осознавать приведенные страшные цифры не как некую абстракцию, а как ответственность перед памятью отцов и дедов.