Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Укрощение строптивого сторожа,

которого уволили за «невыдвижение» Кучмы. Но днепропетровец не испугался и отстоял свое достоинство
8 октября, 1999 - 00:00

В редакцию «Дня» обратился с письмом житель Днепропетровска Ефим Радинский, который поведал весьма примечательную историю своего увольнения с работы. В мае нынешнего года, несмотря на грозное предупреждение начальства, он не явился на собрание по выдвижению Леонида Кучмы претендентом в кандидаты на пост президента Украины. Не поставил и свою подпись в поддержку «ныне действующего». А вскоре был уволен с должности сторожа проектного института, где проработал около двух лет. После жалобы в вышестоящие инстанции, по предписанию прокуратуры, Ефима Юзиковича на работе восстановили, однако он небезосновательно опасается, что ненадолго и задается вопросом: «В каком же государстве мы живем?»

Наша встреча с опальным сторожем состоялась на его «боевом посту», в подворотне института «Промстройпроект», который находится в самом центре Днепропетровска. Ефим Юзикович оказался бодрым мужчиной невысокого роста, общительным и интеллигентным. Как выяснилось, по специальности он металлург и после окончания института всю жизнь вплоть до пенсии проработал на инженерных должностях. Пенсия, как и у большинства украинских граждан, невелика — 55 гривен, хватает ее, заметил он с невеселым юмором, «как раз на неделю». Вот и пришлось податься на заработки. С октября 1997 года работал в проектном институте, правда не по специальности. Зимой — оператором котельной, а после окончания отопительного сезона — сторожем. Точнее говоря, вахтером на проходной, внутри здания.

Пост, что и говорить, скромный, но учитывая приработок, для пенсионера подходящий. Теперь, после известных событий, нести службу приходится уже у институтских ворот, да и денег поменьше стало. Но обо всем по порядку. И он достает «вещественное доказательство» — объявление, которое появилось на проходной института в один из майских дней. Рукописный текст с подписью начальника административно-хозяйственного отдела гласит: «Внимание! Всем уборщицам и сторожам 20.05.99 года! Прийти в институт на 13.00 для проведения собрания по выдвижению кандидата в президенты Украины. Кто не придет пишите заявление на расчет» (стиль документа сохранен. — В.Р. ).

Как человек, регулярно читающий газеты и немного интересующийся политикой, Ефим Юзикович посчитал, что участие в собрании избирателей дело добровольное. Да и подпись за претендента в кандидаты, пусть даже речь идет о самом Леониде Даниловиче, ставить вовсе не обязательно. Тем не менее, у него появились основания полагать, что он ошибался. Буквально через несколько дней сторожа известили, что в его услугах больше не нуждаются. Попытки узнать, почему с ним не хотят сотрудничать, по словам Ефима Юзиковича, особого результата не дали, а на все вопросы он получал весьма дипломатичный ответ. Мол, ты и так все знаешь.

И тогда сторож обратился за разъяснениями к самому «гаранту Конституции». Ответ пришел месяца полтора спустя из Днепропетровской областной прокуратуры. И. о. прокурора области В.Г. Петров сообщил, что, рассмотрев обращение «по вопросу нарушений закона Украины о выборах президента и законодательства о труде должностными лицами проектного института «Промстройпроект», прокуратура пришла к выводу о том, что «доводы, изложенные в обращении, подтвердились». В связи с чем «директору института внесено предписание об устранении нарушений и восстановлении на работе Радинского Е.Ю.».

«Из института мне позвонили домой, — рассказывает Ефим Юзикович, — и предложили выйти на работу. Правда, взяли меня на срок до 31 декабря. Но выбирать не приходится, не такое время». Интересуюсь, с каким чувством его встретили в институте. «Раньше никаких претензий не предъявляли, все было нормально, — говорит он. — А теперь, конечно, отношения натянутые, даже с коллегами-сторожами. Чувствую, что все это ненадолго».

Похожее впечатление сложилось и после моей беседы с заместителем директора института Анатолием Назаруком, которая проходила в отделе кадров. «Все это просто подтасовка, политика здесь ни при чем, — говорит он. — Сторожем Радинского после окончания отопительного сезона брали временно до 31 мая». В доказательство начальник отдела кадров Евгений Ефремов демонстрирует соответствующие приказы и записи в карточке. «А почему последние три записи сделаны одной пастой? — интересуюсь я. — Да и еще одна строчка закрашена штрихом?» Меня опять-таки заверяют, что никакого нарушения или подвоха тут нет. Охотно верю. Но ведь разбиралась и прокуратура. Есть предписание руководству института о восстановлении Радинского на работе. Это тоже вроде бы не оставляет никаких сомнений. Тот же и. о. прокурора области разъясняет: «Никто не может принуждаться к участию или неучастию в выборах. Невзирая на указанные требования, отдельные работники института принуждались руководством к участию в собрании по выдвижению претендентов в кандидаты на пост президента Украины под угрозой увольнения. Более того, Радинский Е.Ю. был незаконно уволен... в связи с его неявкой на такое собрание». Есть наконец и объявление за подписью начальника АХО Людмилы Павловой с грозным предупреждением «всем уборщицам, сторожам».

«Она, — объясняет Анатолий Назарук, — неправильно истолковала слова директора института, сказанные на оперативке. Речь шла всего лишь о том, что надо серьезно отнестись к посещению собрания по выдвижению кандидата в президенты. Уборщицы работают в разные смены, собрать их трудно, вот она и написала. За это, — говорит замдиректора, — начальнику АХО приказом по институту объявлен выговор — «за отсебятину». А что касается прокуратуры, то там сначала якобы не вникли в суть дела.

Такие объяснения сам Ефим Юзикович не принимает. И настаивает на том, что указания со стороны администрации все же будто бы были. Пусть даже неофициальные и устные. «Я никак не мог подумать, что за такое могут уволить, — возмущается он. — Тем более, что раньше к моей работе не было особых претензий. Как можно дойти до такого в наш цивилизованный век?!»

«Вы за кого голосовали на прошлых выборах президента? — интересуюсь я. «Ни за кого, просто не ходил голосовать, не до того было», — отвечает Радинский, и немного подумав, добавляет: «А в этом году обязательно пойду. Понял, что не надо быть пассивным».

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ