Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Улыбки — на борт

29 августа, 2006 - 19:13

Наш авиационный борт, принадлежащий одной из украинских компаний, возвращался из Нью-Йорка и благополучно, под аплодисменты пассажиров, приземлился в Борисполе. Это — то главное (безопасность полета), что стоит на первом месте и не может сравниться ни с чем другим — включая улыбку бортпроводницы. И все же именно в этом экипаже улыбка была не в чести, и пассажиры то и дело вступали в, казалось бы, мелочные, но все же пререкания с персоналом, хотя на самом деле он работал вполне профессионально. А вот другой борт, на котором довелось начинать это путешествие, также работал хорошо, но при этом еще и просто сиял улыбками. В результате летать было приятнее, и за весь полет не случилось ни одного конфликта.

Полет на самолете, если не считать довольно высокой цены билета, — вполне будничное дело для каждого нашего гражданина. Научившись летать, человек сделал почти такой же революционный шаг в своем развитии, как и тогда, когда начал ходить на двух ногах, освободив руки для работы. Путешествуя с высокими скоростями, мы высвободили значительную часть своего времени, удлинили жизнь и расширили горизонты познания.

Но как ни странно, время показало, что такая крупная авиационная держава, как Украина (свои авиакомпании имеют почти все страны мира, а вот собственное производство современных летательных аппаратов — считанные государства), никак не может наладить разумную структуру управления этой отраслью, в которой работают как государственные, так и частные предприятия. Но, возможно, скоро этот воздушный «лед» тронется, и в стране появится единый орган, который будет внедрять во всех авиакомпаниях единые стандарты поведения пассажиров, команд авиалайнеров, подразделений управления авиакомпаниями и полетами, различных служб авиапортов — правительство Украины, как ожидается, скоро рассмотрит вопрос о реорганизации управления отечественной авиационной отраслью. Созданная в августе по поручению вице-премьера Андрея Клюева специальная рабочая группа (к ее работе привлекались также международные эксперты) по изучению ситуации в управлении авиационной отраслью Украины выработала соответствующие рекомендации. Единая авиационная власть Украины (возможно, она получит статус центрального органа исполнительной власти) должна получить все необходимые полномочия, чтобы навести в этом деле полный порядок. Но получит ли?

Напомним, что 23 мая правительство Украины восстановило в структуре Минтранссвязи госдепартамент «Укравиатранс». Решение вступило в силу после внесения Президентом Виктором Ющенко в середине июня соответствующих изменений в указы, регламентирующие деятельность Госавиаслужбы. Распоряжением правительства от 6 июля 22 предприятия авиационной отрасли, включая международный государственный аэропорт «Борисполь», были переданы из управления Госавиаслужбы в управление Минтранссвязи. Но при этом не обошлось без конфликта. 12 июля правительство по представлению Минтранссвязи освободило от своих должностей главу Госавиаслужбы Николая Марченко и его заместителя Александра Давыдова, которые пытались заблокировать эти решения (официальная трактовка: в связи с «игнорированием решений правительства о передаче предприятий авиационной отрасли в управление Минтранссвязи»). Правда, Марченко связал свое увольнение с профессиональной позицией в вопросах управления безопасностью авиации Украины. А 25 июля Хозяйственный суд Киева своим определением об обеспечении иска Госавиаслужбы к Кабинету Министров приостановил действие названного выше постановления правительства от 23 мая 2006 года «О создании госдепартмента авиационного транспорта Украины» и неназванного — «Об утверждении Положения о Госслужбе Украины по надзору за обеспечением безопасности полетов». Киевские районные суды приостановили также постановления правительства об увольнении Марченко и Давыдова.

Отвлекаясь от авиации и проблем управления ею, отметим, что суды, в соответствии с законом, вновь выносят решения, идущие вразрез с намерениями правительства, и ставят таким образом, как говорится, под вопрос его планы. «Правильно ли это?» — спросит обыватель. Ведь тут, казалось бы, полный абсурд: сравнительно небольшая государственная контора, стремясь к элементарному самосохранению, оспаривает в суде решение правительства. Но как бы мы ни относились и к этому делу и к некоторым известным судейским ошибкам, создавшим нашему правосудию нелестную славу, отметим, что в данном случае речь идет об основах, на которых построена демократия. Каждая ветвь власти должна ощущать контроль «смежника». Только в этом случае мы построим когда-нибудь справедливое общество, свободное и от произвола, и от угрюмых людей, выполняющих свои обязанности так, словно имеют дело не с людьми, а исключительно с железом...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ