Материалисты считают, что будущего не знает никто, а идеалисты все-таки верят, что им распоряжаются высшие силы. Ведущее место в сообществе предсказателей занимает Национальный банк. Он не только располагает всей суммой необходимой экономической информации, но еще и имеет право давать экономике и, в частности, бизнесу сигналы, которые опосредованно, а иногда и прямо влияют на будущее. (Не потому ли за руководящие кресла в этом уважаемом учреждении, у нас нередко развязываются настоящие сражения?). Вчера Нацбанк, с учетом нисходящего инфляционного тренда, обнародовал явно положительный сигнал, снизив с сегодняшнего дня учетную ставку, действовавшую с 15 июня, с 11% до 10,25%.
Что руководило в этом случае финансовым штабом страны? Похоже, отнюдь не прежние его утверждения о том, что учетная ставка не может быть ниже уровня инфляции, которая сейчас составляет (июль к июлю 2008 года) 15,5%, а требования правительства. Банкиры утверждают, что это решение центробанка не повлияет на стоимость кредитов, зависящих от депозитных ставок, а лишь поможет Кабмину сэкономить на реструктуризации долгов госпредприятий, которые конвертируют кредиты в ценные бумаги, привязанные к учетной ставке. Но НБУ не просто идет в кильватере правительства. Он пытается оживить кредитный рынок, а, следовательно, и деловую активность. Ведь в соответствии с его анализом некоторое торможение инфляции сопровождается усилением угрозы рецессии экономики. Однако действия Нацбанка в данном случае представляются не до конца последовательными. Сигналя коммерческим банкам «делай как я», он все же оставил стоимость своих кредитов на довольно высоком уровне (16—18% в зависимости от их обеспечения гособлигациями), что не позволяет наращивать кредитование реальной экономики.
Между тем прививки оптимизма, которые Нацбанк и правительство время от времени производят, находят понимание далеко не у всех экспертов. Так, экономист инвестиционной компании «Astrum Investment Management» Алексей Блинов считает, что общее инфляционное давление в экономике Украины остается сильным, поскольку ожидается, что рост индекса потребительских цен в 2009 году (декабрь к декабрю) составит 16,5%.
Еще более мрачный прогноз обнародовал на днях лидер общественной инициативы «Фронт перемен» Арсений Яценюк. «Скорее всего, мы получим вторую волну кризиса потому, что основные неплатежи придутся именно на сентябрь-октябрь. Неплатежи по возвращению кредитов, неплатежи по банковской системе, невыполнение бюджета», — цитирует политика его пресс-служба. Экс-министр экономики и экс-руководитель Нацбанка даже отмечает схожесть между Украиной и африканским государством Гвинея, поскольку их правительства — единственные в мире применяют практику оплаты налогов наперед. «Мы собрали налоги до конца текущего года — и правительство Гвинеи собрало налоги до конца текущего года. Поэтому объективно мы получим вторую волну кризиса. Как правило, волной кризиса накрывается доверие к банковской системе и доверие к национальной валюте, — прогнозирует Яценюк и призывает готовиться к серьезным испытаниям. «Кредиты МВФ — это временная мера, которую не следует идеализировать, потому что это лишь определенный стабилизатор, а не источник роста», — утверждает политик.
А вот представитель МВФ в Украине Макс Альер в интервью одному из изданий утверждает: «В мировой экономике дно кризиса уже достигнуто. Что касается Украины, мы не прогнозируем ухудшения ситуации. Я сам в Украине недавно, возможно, еще не полностью ознакомился со всеми тенденциями и поэтому не понимаю разговоров о новой волне кризиса. Конечно, мы не ожидаем экономического бума и быстрого восстановления. Но я не вижу никаких причин говорить о второй волне кризиса». Более того, уже в 2010 году постоянный представитель МВФ прогнозирует рост экономики Украины на уровне 3%.
Весьма позитивно настроен и президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. Отвечая на вопрос «Дня», он сказал, что еще весной говорил о том, что Украина выкарабкивается из кризиса, и отметил, что вчера с удовлетворением услышал хорошую оценку состояния банковского сектора со стороны экс-министра финансов Виктора Пинзеника. При этом эксперт подчеркнул, что риски для экономики все же существуют, но, по его словам, разница между риском и тем, что будет в реальности, очень велика. «У каждого есть риск завтра умереть, но далеко не с каждым это случается, — шутит Пасхавер и, переходя на серьезный тон, отмечает: «Мы не сумели выстроить эффективное государство, которое бережно выращивает экономику, но зато оборотной стороной этого является то, что мы — каждый гражданин, каждый субъект экономики — научились сами очень эффективно реагировать на ее вызовы. И нынешний кризис это показал. В октябре мы начали падать, а в январе уже практически прекратили...»