Не одно поколение влюбленных в футбол мальчишек мечтало в свое время о том, чтобы на уроках физкультуры вместо малоинтересных упражнений и подвижных игр можно было заниматься футболом. К числу таких школьников входил и автор этих строк, поэтому сообщение о том, что с 1 сентября в школах Украины вводятся уроки футбола, могло бы порадовать — если не за себя, то за детей, которые увидят воплощение наших мечтаний. Но поскольку мы — не дети, радостно хлопать в ладони по поводу начала провозглашенного на весь футбольный мир внедрения футбола в про грамму украинских общеобразовательных школ, думаю, преждевременно. Для того, чтобы хороший в целом замысел не стал очередной пропагандистской акцией, которая, незаметно заглохнув, в очередной раз оставила бы по себе горечь разочарования, и написан предлагаемый ниже текст.
ИНИЦИАТИВА
Из всех инициатив и начинаний в области массового спорта за последние сорок лет только одна имела настоящий успех и принесла положительный результат. Это были детские футбольные соревнования на призы клуба «Кожаный мяч». Остальные многочисленные «старты надежд», «олимпийских эстафет» и сотен подобных творений бюрократической фантазии спортивных функционеров так и остались разовыми акциями, которые помогли отдельным людям освоить достаточно щедрый в старые времена спортивный бюджет местных советов и профсоюзов. В случае с «Кожаным мячом» инициатива взрослых счастливо объединилась с желанием детей не просто играть в футбол на выгоне или на улице, а участвовать в соревнованиях. В шестидесятые годы детские команды улиц и кварталов создавались тысячами. Израсходованные ЖЭКом тридцать рублей на комплект маек и трусов окупались детским праздником на несколько недель, который со многими из нас остался на всю жизнь. Заканчивался праздник тогда на уровне областных соревнований, куда вместо дворовых чемпионов посылали сборные районов и городов, а всеукраинские и всесоюзные финалы превращались в фантасмагорию сплошных «подставок» ради завоевания высокого места. Став призерами финалов «Кожаного мяча», мои друзья стеснялись показывать свои почетные грамоты, поскольку там стояли чужие фамилии.
Общими усилиями бюрократов всенародный детский праздник «Кожаного мяча» был в конечном итоге придушен и забюрократизирован. Руководителю райспорткомитета нужны были результаты, а расходовать время на возню с бесперспективными в этом плане дворовыми и сельскими командами никто не хотел. Отдельные же фанатики и энтузиасты, которые на общественных началах работали с юными футболистами по месту проживания, только подчеркивали смерть прекрасного начинания, которое вряд ли удастся возродить в былом виде. Формально можно обновить «Кожаный мяч», и это как будто уже сделано. Но только формально. Поскольку так же, как юноши не объединяются уже массово в рок-группы, чтобы играть песни «битлов», дети не собираются сами в дворовые команды. Обновленный или возрожденный «Кожаный мяч» предопределен на судьбу липовых «олимпийских эстафет» из-за отсутствия массового желания снизу. Время не то.
ШКОЛА
Еще в те времена, когда детские футбольные команды создавались при ЖЭКах, казалось странным, что в стороне от массовых детских соревнований по футболу стоит школа. Что может быть проще организации футбольного первенства между общеобразовательными школами. Готовая структура и материальная база — только соревнуйся! Секрет того, почему футбол был в свое время сознательно изгнан из школ во дворы, лежит скорее всего в сфере политики. Школьников должны объединять не футбольные команды, а октябрятские, пионерские и комсомольские организации. Вместо футбольного мяча детей в семидесятые-восьмидесятые поощряли бегать по лесам с деревянными автоматами в рамках патриотической военной игры «Зарница». Футбольные поля уменьшенных размеров, которые начали вноситься в проекты новых школ с начала семидесятых, в большинстве своем оставались памятником архитектуры, где собственно в футбол никто не играл. Нашей школе футбол был не нужен, и что футбол, — физическая культура как предмет до сих пор находится на последних ролях, за исключением специализированных спортивных школ и интернатов, где футбол или плавание поменяли местами с математикой, получая таких же неполноценных юношей, только с другим уклоном. А сделать следовало немного — заложить в бюджет и использовать по назначению минимальные средства на содержание спортплощадок (оклад дворника- поливальника-косильщика) плюс наладить постоянные соревнования между школьниками по горизонтальной, а не вертикальной схеме. Горизонтальная схема — это соревнования, ориентированные не на подготовку сборных к большим финалам, а игры ради обычных школьников, которые стремятся только обыграть соседнюю школу и не более того. Любой немец или француз покажет вам свое фото в составе школьной команды по футболу, волейболу, регби, баскетболу или чего-то еще. Он не стремился в детстве стать чемпионом, он просто играл за школьную команду, как все. Потому что в школьной команде, которая играет по горизонтальной схеме, место отыщется для всех, пусть и не очень способных. У нас же никто не хотел и не хочет канителиться с этими школьными соревнованиями, рассчитывая быстро «прокрутить» необходимый для отчета турнирчик, желательно с положительным результатом. А то, что в итоге две трети детей сразу выбирают между спортплощадкой и курилкой — последнюю, никого не интересует.
ПЛОДОТВОРНАЯ ИДЕЯ
Здесь мы как будто и подошли к логическому ходу — подтверждению своевременности и необходимости введения футбольных уроков в школах. На самом деле это не совсем так. Руководители футбольной федерации и Министерства образования, которые подписали в марте соглашение о введении футбола в украинских школах, начали, как водится, с головы. Уважаемые государственные и общественные деятели скорее всего очень приблизительно представляют себе настоящее состояние физвоспитания в наших школах. Подозревать же инициаторов школьного футбола в организации очередной пропагандистской акции, не подкрепленной ничем реальным, не хочется — поскольку дело слишком хорошее. Создается впечатление, что овладев предметом в общих чертах, менеджеры высокого класса, которыми являются как министр образования Кремень, так и президент ФФУ Суркис, думают, что их подчиненные профессионально и оперативно воплотят плодотворную идею в жизнь. Именно поэтому, наверное, за месяц до начала учебного года неизвестно, какое место в программах каких клас сов займут уроки футбола, будут они обязательными или факультативными, будут учиться футболу только мальчики или девочки также, куда денутся во время таких уроков любители бокса, баскетбола, академической гребли и других спортивных дисциплин, которые также могут претендовать на место среди школьных предметов. О тренерах спрашивать, думаю, лишнее. На эти и многие другие конкретные вопросы об уроках футбола никто сегодня не готов ответить. Есть только объявленная дата — 1 сентября. Как это по-нашему!
ПЯТЕРКА «ПО ФУТБОЛУ»
Нет никакого сомнения, что при определенных условиях нам бодро отрапортуют о том, что школьники Украины все как один принялись овладевать секретами футбольного мастерства. Достоверность такого сценария вряд ли является большой. Поскольку все, кому нужно, знают, какую именно политическую партию представляют министр образования и руководитель футбольной федерации. Поэтому не исключено, что хорошее в целом дело будут блокировать только потому, чтобы не дать его инициаторам получить на этом известность среди избирателей. Если же такого не будет, успех введения футбола как школьного предмета натолкнется на объективные и почти непреодолимые препятствия. Во времена своей работы сельским учителем наблюдал, как внедрялись в свое время в наших школах уроки полового воспитания, которые, безусловно, нужны. Получив иное название, этот предмет был загнан в программу последнего класса одним часом в неделю, который завуч не знал, кому из преподавателей всучить. Поручили мне — молодому. Составляя конспект на основе методички, я колебался от анатомии за восьмой класс к анекдотам о Вовочке. Конспект не понравился, и час нагрузки вместе с дополнительным заработком отдали другому. Жизнь показала, что иллюстрированный журнал «Ночные искушения» успешно выполняет роль навязанного когда-то школе чужеродного предмета.
Чем-то подобным может стать урок футбола, если к его введению подойдут традиционно. При отсутствии материальной базы, традиций и специалистов мы будем читать отчеты об успешном освоении новой дисциплины, которые вряд ли будут соответствовать действительности. Если нашей школе позволить, она просто завалит страну «мастерами футбола». Вспомните, как в ответ на открытие новых и новых высших учебных заведений, из школ двинулась армада «золотых медалистов», часть которых не способна была грамотно написать заявление в милицию.
Одно утешает — в отличие от образования, которое может безнаказанно разбрасывать сотни тысяч «липовых» аттестатов и дипломов, футбол имеет объективные критерии оценки. Один выход человека на футбольное поле покажет результат работы лучше любого аттестата. Если же оценок по футболу не будет, а уроки будут проводиться, чтобы школьники стали «хорошими людьми», большинство довольно быстро поймут, что уроки футбола можно проводить и без мяча — теоретически.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Несмотря на очевидную неподъемность поставленной перед школой «футбольной задачи», движение задано в верном направлении. Футбол должен прийти в школу и занять должное место в воспитании и развитии наших детей. Другое дело, что реальное воплощение озвученной на конгрессе ФИФА идеи школьного преподавания футбола может оказаться совсем не таким, каким представляется сегодня. Чтобы что-то вышло, следует начать, а жизнь впоследствии подскажет пути и укажет на ошибки. Общеизвестно, что ребенок развивается умственно и физически в процессе игры. Почему такой игрой не может быть футбол, признанный миром как феноменальное явление в жизни человечества, давно вышедшее за рамки просто спортивной игры?! Научившись играть в футбол, детям легче будет усваивать правила других игр, из которых состоит взрослая жизнь. Когда же взрослые не забывают, какая игра была для них праздником в детстве, знают какая игра может приносить реальные экономические и политические приобретения и в итоге возвращают эту игру детям, — такое их желание можно только приветствовать. Независимо от дальнейшего результата.