Сегодня прототипу семеновского «Майора Вихря» исполняется 90. Евгений Степанович Березняк хоть и говорил в свое время, что между романом и его биографией имеются кое-какие расхождения, считает, что в целом Юлиан Семенов верно отразил деятельность его разведгруппы. Сформирована она была в 1944 году и действительно работала в районе Кракова. Только Евгений Степанович на самом деле был «Голосом», а не «Вихрем», и не майором, а капитаном. Спасение Кракова, как он потом рассказывал, не было основной задачей «Голоса» — она актуализировалась уже непосредственно перед наступлением советских войск. Погоны майора, а потом и подполковника Евгений Степанович получил уже в конце 90-х годов. В 2001 году был награжден званием Героя Украины. Впрочем, разговор с ним накануне юбилея не касался военных подвигов и классических сюжетов. Речь шла о любимом деле Евгения Степановича — педагогике. Ей он посвятил почти всю жизнь. Сначала работал сельским учителем, потом стал директором школы, а незадолго до войны был назначен заведующим Львовским городским отделом народного образования. Затем 30 лет работал в Министерстве образования и вплоть до 1998 года занимался научной деятельностью.
— Я всегда очень уважал и любил свою отчизну. И тогда, когда она была оккупирована и разграблена фашистами, и когда переживала послевоенные трудности, и когда, наконец, заняла подобающее ей место в Союзе по развитию экономики, образования, культуры, науки. И, конечно же, я люблю Украину сейчас, когда она проходит этап становления как независимое государство. Почему я так много об этом говорю? Да потому, что патриотизм — это основное, что нужно воспитывать в нашей молодежи. Любящие свою отчизну люди быстрее преодолевают трудности и переживают кризисы. Вот недавно провели опрос среди украинской молодежи. Социологи поинтересовались, чего хотят достичь в жизни украинские юноши и девушки. Как ни прискорбно, оказалось, что значительная часть мечтает работать или учиться за рубежом. Разве с таким поколением мы можем рассчитывать на быстрое «выздоровление»?
— Означает ли это, что одним из рецептов является воспитание патриотизма?
— Безусловно. Сегодня нужно ориентировать молодых людей на труд, и это основное условие для достижения цели, о которой мы говорим. Сейчас проводится очень мало мероприятий по трудовому воспитанию. Большинство мечтает стать бизнесменами, юристами, экономистами. Никто не задумывается о том, кто же будет работать на заводе, выращивать хлеб, решать вопросы развития культуры и науки. Современная молодежь пребывает в некоем вакууме — на смену комсомолу и пионерии пришла пустота. Сегодня просто некому взять на себя трудовое и патриотическое воспитание.
— Возможно, каким-то образом этому могла бы поспособствовать система образования, тем более, сегодня она находится в стадии реформирования?
— В свое время власти допустили серьезную ошибку, приняв закон, снижающий планку образования в Украине на два года. Я имею в виду переход от всеобщего одиннадцатилетнего обучения к девятилетнему (в то время как в большинстве стран Европы было 12-летнее). Потом, как говорится, спохватились, но за 3-4 года в стране успели появиться малограмотные люди. Возможно, с учетом нашей бедности, с реформой образования стоило бы подождать. Но сама ее идея — очень правильная. Мы должны повышать уровень образованности людей, ведь от него слишком многое зависит — развитие экономики, науки, культуры. Другими словами, я — за двенадцатилетнее образование, но в то же время за разумное его введение. Мне кажется, перед тем, как что-либо менять, надо было серьезно апробировать затею, провести эксперименты на базе двух- трех районов. Учителя, по-моему, до конца не поняли суть 12-бального оценивания и пользуются им далеко не всегда правильно.
Хочу подчеркнуть, что в образовании немаловажную роль играет литература. Эта проблема в Украине постепенно начинает решаться, подтверждение тому — создание НИИ по учебникам. Но этого мало. Нужно привлекать к написанию учебников великих людей, патриотов, ученых. Когда ряды автуры, мягко говоря, непрофессиональны, получаются различные казусы. Вот, например, сейчас имеется несколько учебников по истории Украины. Создается впечатление, что у нас была не одна история, а несколько — столько там можно отыскать нелепостей и откровенных домыслов.
— А как бы вы оценили квалификацию учителей в школе?
— Сейчас нищенская учительская зарплата не позволяет средним учебным заведениям обзавестись хорошими кадрами. Я недавно читал лекцию одиннадцатиклассникам, во время которой спросил у них: «Ребята, а кто из вас собирается пойти в педагогический вуз?» Никто не поднял руки. Одна смелая девушка встала и сказала: «Евгений Степанович, разве вы не знаете, что учитель в нашем государстве — самый бедный человек?»
А ведь он обществу просто необходим. Это фигура, которая влияет на умы людей, и от нее, в том числе, зависит и уровень патриотического воспитания. При любой власти учитель — ее помощник, пропагандист идей. А как он может пропагандировать идеи той власти, которая поставила его за черту бедности?
Коллектив «Дня» поздравляет Евгения Степановича с юбилеем. Желаем здоровья, бодрости, тепла близких и любви благодарных учеников!