Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уводят!

Президент поручил разобраться: на кого «работает» госсобственность?
12 февраля, 2004 - 00:00

Президент Леонид Кучма не доволен качеством управления госпредприятиями со стороны правительства. Вчера стало известно о двух распоряжениях, которые указывают именно на это. К марту Президент обязал Кабмин рассмотреть вопрос о дальнейшем существовании скандального холдинга «Укррудпром», а также ограничить рентабельность торговцев продукцией госпредприятий. Оба распоряжения призваны прекратить ставшую модной в последнее время практику ухода государственного имущества, а также финансовых и товарных потоков, под контроль частных промышленно-финансовых групп. Процесс полулегальной смены собственников постепенно приобретает черты управляемой теневой приватизации госсектора, напоминающие времена экс-премьера Павла Лазаренко.

Загадочная структура под названием «Укррудпром» объединяет госпакеты акций горнообогатительных комбинатов. Официальной причиной недовольства этой компанией со стороны Президента стало «неудовлетворительное состояние защиты интересов государства». Если говорить точнее, то вследствие деятельности «Укррудпрома» государство лишилось контроля над несколькими ГОКами. «Последней каплей», поставившей под сомнение целесообразность дальнейшего существования холдинга, стала теневая приватизация Ингулецкого ГОКа. Именно «Укррудпром» одобрил вторичную эмиссию акций этого предприятия, после которой государство вместо 51%, оказалось собственником лишь 38% акций. Таким образом, практически полный контроль над предприятием перешел к структурам, за которыми стоит российский капитал. Вопреки обещаниям премьер-министра Виктора Януковича, правительство не смогло воспрепятствовать приходу новых хозяев на комбинат, являющийся крупнейшим в стране производителем железорудного концентрата.

Тем не менее ликвидация «Укррудпрома» вряд ли состоится. Все усилия для этого наверняка приложит Министерство промышленной политики. Влияние этого ведомства на украинскую промышленность и без того ограничено, и угрозу потери такого рычага оно вряд ли воспримет положительно. Ранее Минпромполитики по этой же причине выступало против приватизации «Укррудпрома», как целиком, так и отдельными ГОКами. Во всяком случае, через Фонд госимущества. Наблюдательный совет «Укррудпрома» на сегодняшний день возглавляет близкий к донецкой политико-финансовой группе Анатолий Федяев, который одновременно работает заместителем министра промышленной политики. Очевидно, от него в ближайшее время и стоит ожидать предложений по реформированию функций «Укррудпрома». Теоретически, эта структура могла бы приносить государству пользу.

Суть второго распоряжения Президента также сводится к борьбе к теневой приватизацией, но на этот раз речь идет не об имуществе, а о товарных и финансовых потоках предприятий. «Приближенным» фирмам намного выгодней зарабатывать на перепродаже произведенной госпредприятиями продукции, чем их приватизировать. Особенно, если речь идет о таких гигантах украинской экономики, как «Криворожсталь». Минимальная рыночная стоимость этого предприятия, по экспертным оценкам, превышает 3 миллиарда долларов. Позволить себе такую покупку сможет не всякая транснациональная компания, не говоря уже об украинских. Зато на перепродаже металлопродукции, отправляемой этим предприятием на экспорт, некоторые «приближенные» украинцы зарабатывают действительно огромные деньги. Пока загадочной остается и степень влияния правительства на подбор государственными промышленными гигантами торговых партнеров. Недавно «Криворожсталь» стала реализовывать около 70% своей экспортной продукции через одну из иностранных компаний, близкой к донецкой ФПГ. 30% оставили промышленно-финансовой группе, зарабатывавшей на «Криворожстали» при предыдущих правительствах.

Ограничить рентабельность продавцов продукции, производимой госпредприятиями, у правительства также вряд ли получится. Во всяком случае, для этого многим чиновникам придется наступить на горло своему «маленькому бизнесу». Да и в предпринимательских кругах такое решение наверняка вызовет бурю негодования чрезмерным вмешательством правительства в экономику. Похоже, наиболее рациональным решением обоих проблем, на которые обратил внимание Президент, может быть лишь ускоренная приватизация украинской промышленности. Реально все гиганты уже поделены между ведущими промышленно-финансовыми группами, и теперь нужно лишь легализировать их статус. Если Кабмин и далее будет затягивать продажу госпакетов акций в промышленности, его попросту оставят ни с чем — путем реализации схем теневой приватизации.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ