Публикация на первой полосе «Дня» недетских вопросов школьницы Анны Вакуленко из с. Михайловка Кировоградской области вызвала такой огромный резонанс среди читателей издания, что мы просто не могли не познакомится с Аней и ее семьей поближе. И — выехали в Михайловку. Коротко то, что мы увидели там, можно охарактеризовать несколькими словами: типичное местное начальство и абсолютно нетипичные две сельские семьи.
МИХАЙЛОВКА
Впрочем, обо всем по порядку. Сельский голова Михайловки Анатолий Федоров встретил нас настороженно, попросил показать документы, тщательно переписал информацию из них в свой журнал. Затем, по видимому обратив внимание на наши саркастические улыбки, процитировал Остапа Бендера о «современном развитии печатного дела» и, завершив такую своеобразную процедуру знакомства, спросил, что нас собственно интересует. Следует отметить, что именно в этот день в Михайловку с инспекцией прибыли сотрудники районной прокуратуры и органов службы безопасности. Разбирались со строительством шатровой крыши местной школы. Вполне вероятно, что руководитель сельского совета предположил, что «дело о крыше» каким-то невероятным образом достигло столицы, и журналисты из Киева прибыли в Михайловку со своим служебным расследованием. Возможно поэтому, даже убедившись в том, что школьная крыша нас мало интересует, Анатолий Иванович, тем не менее, посвятил доводам в необходимости реставрации кровли учебного заведения немалую часть нашей беседы.
Из остальной части рассказа сельского главы о Михайловке следовало, что в селе проживает около 2300 человек, причем эта цифра на протяжении последнего времени имеет стойкую тенденцию к уменьшению вследствие обычных для подобных населенных пунктов Украины причин: высокая смертность и низкая рождаемость (в прошлом году в селе умерло около 60 человек, родилось же всего 17), миграция населения (в основном молодежи) в город. «Село стареет», — с грустью сказал Анатолий Иванович и отметил, что 65% жителей Михайловки — люди пенсионного возраста. Сам глава сельсовета тоже вскоре пополнит ряды пенсионеров.
В селе рассказывали, что свою последнюю избирательную кампанию А. Федоров выиграл с одним-единственным лозунгом: «Дайте доработать до пенсии», и, конечно же, односельчане, большинство из которых, напомним, не понаслышке знают о тяготах сельских пенсионеров, из восьми весьма достойных претендентов (директор школы, завуч, заведующая детским садиком) отдали свои голоса человеку, который 19 лет, с марта 1985 года (хорошо или плохо — не нам судить) руководил сельским советом.
Об истории своего села его коренной житель Анатолий Федоров рассказал немного. Впрочем, и самостоятельные попытки корреспондента «Дня» узнать что-либо о происхождении и великих личностях с. Михайловка не увенчались успехом, чего, кстати, не скажешь о другом селе Александровского района — Разумковке, история которого тесно связана с именем российского героя Отечественной войны 1812 года, генерала Николая Раевского, в чью честь в 19 столетии была воздвигнута Крестовоздвиженская церковь-усыпальница семьи Раевских — уникальный историко-архитектурный памятник. Сельский голова честно признался, что среди михайловцев не было известных генералов или поэтов, однако и отъявленных негодяев тоже не было. Ранее, рассказал он, на месте Михайловки был казацкий поселок Грядкивка, в связи с чем ее жители долгое время не знали крепостничества (не отсюда ли гражданская смелость михайловской школьницы?), а отдельные уголки села в народе до сих пор называют «Пятая сотня», «Десятая сотня». Впрочем, сельский консерватизм — вещь, скорее, объективная, нежели спорная. Помимо сохранившихся на протяжении столетий казацких наименований, в селе также до сих пор главная улица вполне официально называется улицей Ленина (кстати, в соседней деревне картина аналогична — только там на всех домах по центральной дороге висят таблички «ул. Великой Октябрьской революции»). Сельский голова, правда, охарактеризовал эту особенность как «нас не затронула болезнь переименований — в селе есть проблемы поважнее». Среди этих проблем он, в первую очередь, назвал бедность населения, требующие срочного ремонта дороги, газификацию села и сугубо сельскохозяйственные — «как сохранить урожай и взять от земли максимум в тех условиях, в том числе и погодных, которые складываются на сегодняшний день». Он также подтвердил слова Ани Вакуленко о том, что в Михайловке не освещаются улицы, но объяснил это традиционным «нет денег». Впрочем, следует признать, что проблема отсутствия иллюминации в селах и маленьких городках имеет всеукраинский масштаб, и прецедентом, скорее, следует считать работающие в сельской местности фонари, нежели освещенные лишь окнами домов деревенские улочки.
Наш разговор с председателем сельсовета прервался визитом какого- то человека. Вернувшись после бурных дебатов в кабинет, Анатолий Иванович объяснил, что сейчас в деревне вовсю готовятся к предстоящему празднованию Дня Победы. В этот день традиционно все село — кто под государственными флагами, кто под флагами бывшего Советского Союза — сходится к памятнику погибшим воинам, где проходит митинг и возложение цветов. «Накануне, — объясняет использование коммунистической символики А. Федоров, — местная первичная организация КПУ (где-то полтора десятка человек) обратилась в сельский совет с просьбой разрешить им провести митинг под флагами того государства, во имя которого они и их отцы в свое время готовы были пожертвовать жизнью, и сессия дала согласие».
Структура занятости населения Михайловки нехитрая: 120 человек работают на местном СООО (сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью — по сути, реорганизованный колхоз), около 60 человек обслуживают железнодорожную станцию, около 15 частных предпринимателей, работающих, в том числе, в сфере аграрного бизнеса и обеспечивающих михайловцев рабочими местами на кооперативном деревообрабатывающем комбинате, хлебоприемном предприятии. Остальные жители, кроме большого количества пенсионеров, а также 50 человек, состоящих на учете в службе занятости, работают в местном отделении связи, в детском саду, школе, фельдшерско-акушерском пункте, сельсовете, магазинах и т.п.
После продолжительного разговора Анатолий Иванович вызвался быть гидом в нашем дальнейшем путешествии. С его помощью мы без особых проблем и лишних проверок документов посетили детский сад, школу, ремонтную бригаду СООО «Михайловское». Возвращаясь из детского сада, где как раз начался «тихий час» и все сорок его воспитанников мирно засыпали в мягких кроватках, наш фотокорр заметил колоритную, на наш непривычный взгляд, картинку из сельской жизни. Бородатый мужчина в камуфляжном «прикиде» во дворе «обдирал» кукурузные початки. К нашему немалому удивлению, селянин оказался местным священником. Мы попросили у него разрешения запечатлеть для газеты процесс обработки сушеной кукурузы, и он, крайне смущенный своим неподобающим сану видом, с истинно христианским смирением все же не отказал гостям из столицы. Из рассказа отца Сергия мы сделали вывод, что особым авторитетом церковь в Михайловке не пользуется. Нет, конечно, на Пасху к небольшой и неприглядной церквушке, разместившейся в здании бывшей приходской школы, с корзинками приходит почти все село. А вот в обычный день к вечерне или заутрене церковь посещает около 10 прихожан. Еще часть селян посещают молитвенный дом баптистов-евангелистов.
Гуляя по селу, мы также увидели двух цыганок в ярких одеждах, окруженных стайкой ребятишек. «Цыган в Михайловке много, около 30 семей, — заметил наш гид, — так вышло, что они заняли целую улицу. Но мы живем дружно. Можно сказать, что программу «Возрождение ромов» выполняем на «отлично».
ШКОЛА
Особый наш интерес, естественно, составляла школа, о которой Аня много рассказала в своем письме. В детстве мне приходилось бывать в деревенской школе, где моя бабушка была учительницей младших классов. Поэтому какое-то мнение о том, что представляет из себя сельская школа, у меня уже сложилось. Михайловская одиннадцатилетка не была ни хуже, ни лучше запечатленного в детстве образа. Сравнительно новая (построенная всего 10 лет назад) кое-где школа явно нуждалась в ремонте. Тем не менее, какого-то удручающего впечатления она не производила. Светлые просторные классы, уютный актовый зал, скромные учительская и кабинет директора. Порадовал новыми компьютерами класс информатики, правда, появились они в школе не так давно — в декабре прошлого года. А учитель, призванный ознакомить детей с функционированием данного чуда техники, сам только недавно освоил азы наиболее популярной операционной системы Windows. Мы посетили компьютерную комнату во время занятий в ней 10- ого класса. Для многих сельских школьников уроки информатики — едва ли не единственная возможность освоить ПК, поскольку свои машины в деревне есть в семьях только у очень немногих учеников. В десятом классе таких счастливчиков — трое. Учитель информатики Владимир Лисаченко заверил нас, что при желании дети могут дополнительно заниматься с компьютерами после уроков, однако памятуя об основной функциональной характеристике киевских компьютерных клубов, где подростки с утра до ночи «рубятся» в Quake и Counter-Strike, почему-то вызывает сомнение, что сельские детишки будут использовать машины в более благородных, например, образовательных, целях. Тем более, что интернета в Михайловской школе нет и не предвидится.
К сожалению, директор школы Вячеслав Максимченко не мог уделить нам много внимания — все те же «крышные» проблемы. Однако рассказал, что на данный момент в школе обучается 326 учеников. Некоторых классов по два (например, два шестых класса, два — девятых), некоторые — в единственном экземпляре (как Анин восьмой). О том, что одна из учениц написала письмо в газету «День», Вячеслав Алексеевич знал — перед ним на столе лежала распечатка нашей страницы из интернета с публикацией Ани Вакуленко. Однако, вопреки нашим ожиданиям, сказал, что он и учительский коллектив восприняли это позитивно. «Меня порадовало, что наш ребенок высказал такие зрелые взгляды и так хорошо разбирается даже в политике», — сказал директор и заверил нас, что никаких проблем в связи с публикацией у девочки нет и не будет: «Мы ее поддержим и все сделаем для того, чтобы Аня получила хорошие знания, которые понадобятся ей для вступления в Киево-Могилянскую или Острожскую академии». Честно говоря, думается, что сказано это было больше для печати (все-таки школьница затронула в своем письме достаточно болезненные для сферы образования вопросы), однако и сомневаться в заверениях директора пока не приходится. Из нашего дальнейшего разговора с Аней и ее родителями мы узнали, что пока никаких упреков и негатива в свой адрес девочка не услышала.
Мы попросили Вячеслава Алексеевича и завуча школы по учебно-воспитательной работе Сергея Бирца ответить через нашу газету на некоторые Анины вопросы. В частности, они объяснили, что ученица не получила никаких грамот за призовые места в районных и межрайонных олимпиадах по причине технических упущений со стороны районного отдела образования. А своих бланков таких грамот у школы, естественно, нет. Однако, по словам С. Бирца, в личном деле Ани Вакуленко есть записи об ее олимпиадных успехах.
Кружки и секции, убеждал нас директор, в школе есть. Правда, как так получилось, что Аня о них не знает, объяснить не смог. При школе, сказал В. Максимченко, функционирует секция дзюдо и цирковая студия «Эдельвейс», которые ведут супруги Мажары. Есть также, по его словам, несколько платных кружков: вокалистов и баянистов, и 7 бесплатных: химии, юных цветоводов, технического моделирования и др. Силами школьников и учителей выпускается три школьных газеты: «Школярик» (для самых маленьких), «Школоманія» (для средних и старших классов) и «Парламентський вісник» (газета школьного парламента). Газеты в скромном формате А-4 показали. А вот с кружками... Скорее всего, многое из того, что перечислял директор, существует лишь формально. На деле же, как поделился с корреспондентом «Дня» один из членов преподавательского коллектива, учителя после уроков, особенно в весенне-осенний период, спешат домой — к огородам, живности, к своим детям. «Ну разве может учительница спокойно сидеть до пяти на работе, когда ее ждет непаханое поле, некормленые кормильцы семьи в хлеву, голодный муж и дети, и все домашнее хозяйство?» Чем не еще один вопрос в продолжение «списка Анны»?
Болезненным для директора оказался вопрос о приезде народного депутата, к которому, приведем цитату из Аниного письма, школа «готовилась две недели, для чего отменялись уроки». «Это все неправда», — парировал В. Максимченко. — На самом деле мы готовились к приезду депутата из нашего округа Виктора Бойко и первого заместителя министра образования. Но школу готовили во время каникул силами техработников». Естественно, проверить эту информацию у нас нет никакой возможности, однако опыт общения с должностными лицами подсказывает, что правда, в лучшем случае, где-то посередине. В конечном счете, мы и не ставили перед собой цель выяснить эту самую правду — просто после Аниного письма почувствовали острую необходимость побывать в глубинке, дабы не забывать, что именно там — настоящая Украина, именно там в первую очередь чувствуется пустословие и бесполезность бесконечной политической возни на Печерских холмах, именно там вскрываются наиболее глубокие и трудно излечимые язвы нашего общества: пьянство, безработица, безверие, инертность.
Показательным может оказаться для читателей мой второй за этот день в Михайловке визит в школу. На этот раз — по настойчивому приглашению прибывшего в связи с «крышным делом» районного начальства. Ругая себя за мягкотелость, я все же согласилась на короткое время еще раз посетить директорский кабинет — было любопытно, в чем заключается такой сильный интерес представителей районной власти к скромному журналисту? Как оказалось, интерес у них был самый что ни на есть управленческий: мол, что вас интересует и что вам уже рассказали? Конечно же, свои вопросы строгая заместитель главы Александровской райгосадминистрации Лариса Нечипоренко поставила не так жестко, однако прочитать их в достаточно дерзкой интонации было несложно: «Почему вас заинтересовало это село? Сообщили ли вы кому-то заранее о своем приезде? Что вы думаете о Михайловской школе? Почему ваша, такая серьезная газета напечатала письмо какой-то школьницы — вы ведь не можете не понимать, что все это субъективно?..» Кто бы мог подумать, что опытному чиновнику с таким неумолимо твердым взглядом придется объяснять, что все в том мире субъективно? Под конец «допроса без пристрастия», который корреспондент «Дня» с честью выдержала, мне продемонстрировали изданную средствами неизвестного мне деятеля Российской Федерации (запамятовала фамилию) книгу об Александровском районе (вот, мол, о ком писать надо) и еще раз рассказали об успехах местной секции дзюдо (призовые места в республиканских соревнованиях) и студии «Эдельвейс», которые, напомню, ведут супруги Мажары.
ДВЕ СЕМЬИ
Следует отметить, что к тому времени с семьей Мажаров я уже познакомилась. Для них не было неожиданностью то, что их инициативы начальством разных уровней преподносятся как достижения Михайловки в целом. Созданные супругами Василием и Ниной, в первую очередь, чтобы сделать жизнь в деревне собственных детей насыщенней и богаче, секция и студия стали уникальной особенностью Михайловской школы. В них задействовано более трети учеников, и без их участия теперь не обходится ни одно праздничное мероприятие ни в учебном заведении, ни в деревне, ни в районе. Мажары, кстати, — кумовья Вакуленков, зашли к последним в гости как раз во время нашего разговора. И в свою очередь поделились наболевшим. Они уже привыкли к тому, что все приходится делать самим: шить костюмы, собирать «по нитке» декорации, закупать необходимые для выступления вещи; привыкли к маленьким, полуподвальным помещениям, в которых проходят занятия; привыкли к постоянным отказам в помощи и характеристике своей деятельности как «пустое и неактуальное». Они радуются успехам своих подопечных, которые возвращаются с соревнований и выступлений с наградами. И хотят уже только одного: чтобы им хотя бы не мешали.
Вакуленки — тоже уникальная не только для любой деревни, но и, наверное, для всей Украины семья. Их двор и дом, а также сад, огород, теплицы и летняя кухня сияют непривычной для хлопотного сельского быта чистотой. Растения — вотчина отца семейства, Виктора Прокоповича, бывшего главного агронома Михайловского колхоза. Сейчас Виктор Вакуленко работает дома — выращивает рассаду, ранние овощи, фрукты, ягоды. Из живности у Вакуленков только куры. Домашнее хозяйство ведет мама Ирина Андреевна. Она работает воспитательницей в детском саду. Чтобы постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, Вакуленки выписывают для папы журналы «Огородник», «Дiм, сад, город», «Картопляр» и газету «Зеленый календарь», для мамы — «Библиотечку воспитателя детского сада» и газету «Детский сад», для детей — «Одноклассник», «Вокруг света», «Малятко», для всей семьи — «День» и местную прессу. Кроме 13-летней Ани, есть еще 5-летний Рома, смышленый малыш, трогательно самостоятельный и, как все дети, жизнерадостный и задорный. Наигравшись с фотокорром «Дня» Михаилом Маркивым в футбол во дворе, Рома вышел провожать нас к машине и с присущей детям простотой спросил, когда мы еще раз к ним приедем.
Аня, в отличие от братика, предпочитает проводить время за книгами. «Учеба — мое хобби», — говорит она. А мама жалуется, что дочку трудно заставить пойти погулять, так увлечена получением знаний. Аналогично охарактеризовали девочку и в школе: «Она добросовестная ученица. — сказал завуч Сергей Бирец. — Посещая их семью, первое, что я замечаю, открывая дверь, — это Аня, которая сидит за столом и готовит уроки. Аня часто готовит рефераты, чем сильно отличается от других учеников, она очень пробивная, упорная девочка. Если у нее что-то не получается, сильно расстраивается и прилагает максимум усилий, чтобы исправить ситуацию. Шесть призовых мест на олимпиадах — лучший показатель ее способностей и прилежности. Одно время Аня была старостой класса. Но такие детки не всегда хорошо приживаются в коллективе. Они воспринимаются одноклассниками как «белые вороны». Мне приходилось наблюдать ситуацию в их классе, когда возле доски одновременно решали задачу Аня и другой ученик. Однако весь класс болел за этого другого. Когда весь коллектив приблизительно одинаковых способностей, и кто-то выделяется — дети это плохо воспринимают. Кроме того, Анна на год младше своих одноклассников. Ведь в свое время родители настояли, чтобы ее из первого класса сразу перевели во второй. Однако, как вы уже поняли, на Аниной успеваемости ее возраст никак не отражается». Папа же не склонен видеть в дочке вундеркинда: «Она очень много работает. И мы ей в этом помогаем, чем можем, — вот и весь секрет». Родители действительно стараются дать детям все необходимое. Когда они поняли, насколько важными для современной молодежи являются навыки работы на компьютере и какие пласты недоступной в селе информации таит в себе Интернет, было принято решение продать семейный грузовик и купить компьютер и модем для подключения к Всемирной сети. Сейчас техническое чудо — любимец всей семьи. Только мама говорит, что ей уже поздно знакомиться со столь сложным механизмом, и предпочитает помогать детям своей любовью и заботой.
Идея написать письмо в газету «День», которую Вакуленки выписывают уже пять лет («Купил в Киеве, прочитал и понял, что это наша газета»), пришла в голову Виктору Прокоповичу. Он увидел объявление об очередной акции «Дня»: «Дети подмечают все» и предложил дочке принять в ней участие. Аня сказала: «Я попробую», — и вскоре показала папе и маме свои вопросы к взрослым. Первой реакцией родителей было веское «ого!», но потом папа, привыкший все оценивать критически и стремящийся все довести до идеала, указал Ане на некоторую «недотянутость» ее первого в жизни материала в газету. Девочка села за доработку. Наконец-то одобренная родителями версия «списка Анны» благополучно была отправлена по почте в редакцию. Конечно же, Аня и все семейство не ожидали увидеть письмо на первой полосе. Радости и удивлению в этот день у Вакуленков не было предела. Еще больше они обрадовались, когда спустя две недели в «Дне» вышел целый разворот откликов на Анино письмо. «Там такие хорошие слова», — говорит Ирина Андреевна, и ее глаза в который раз наполняются слезами. Ане тоже было очень интересно и приятно прочитать ответы взрослых, умных людей на ее вопросы. Она говорит, что это добавило ей уверенности в своих силах. «Многие меня хвалили. Кое-кто почувствовал в моем письме определенное высокомерие, будто бы я требую от взрослых. чтобы они обеспечили мне лучшее будущее. Я очень ценю точку зрения человека, который откликнулся на мое письмо, но мне немного жаль, что он, а может быть, и другие люди именно так поняли мои вопросы. Я не хочу, чтобы нам что-то обеспечивали, хотя в этом заключается долг старшего поколения перед будущими, но я понимаю, что всех благ нам никто не создаст, да, наверное, и не нужно. Подрастем — будем сами строить свою Украину».
Ответы на многие свои вопросы Аня знала, или, скорее, чувствовала и сама. Она думает, что дети в школе списывают потому, что многие предметы их просто не интересуют. Например, английский язык. «Многие, особенно мальчишки, которые, как известно, отстают в своем развитии от девочек, еще не понимают, насколько полезными в их будущей жизни могут оказаться эти знания. Кому-то, возможно, прилежно готовиться к урокам не позволяют семейные обстоятельства. Но это, скорее, единичные случаи. Ведь если человек хочет что-то делать, он всегда найдет для этого время».
В компьютерной комнате Анин класс был всего один раз. Но девочке, уже владеющей навыками работы с машинами, хватило времени, чтобы увидеть, что особых программ для работы на школьных компьютерах не установлено. Есть несколько игр, Word. «В старших классах, конечно, есть уроки информатики. Но учителя еще сами недостаточно знакомы с компьютерами, чтобы доступно объяснить их работу детям. Обещали, что на базе этого класса будет создан компьютерный клуб. Пока этого не сделали».
На дискотеку в старый и даже внешне малопривлекательный клуб Аня не ходит. «Я думаю, что молодежь пьет перед танцами, — говорит девочка, — потому что это считается «круто». И если даже кто-то не хочет этого делать, все равно делает, чтобы не выглядеть «белой вороной». Срабатывает стадный инстинкт». Кстати, Аня мечтает стать психологом. Что ж, задатки налицо.
Из всех имеющихся в школе кружков Аня, конечно же, знает о секции дзюдо и цирковой студии, но ей больше по душе занятия английским (кстати, об акции «Дня»/The Day «Вся Украина учит английский». — Ред. ) и баскетбол. А таких кружков у них нет. Химия и биология девочке тоже нравятся. И если бы внеклассные занятия по этим предметам в школе действительно существовали, Аня с удовольствием их посещала бы. «А вообще, — говорит она, — у нас образование в школе неплохое. Но не все могут усвоить даже тот материал, который дают. И в этом вина не только учителей. Дети очень плохо ведут себя во время уроков. Особенно на английском. Поэтому большую часть времени у учительницы занимает наведение порядка среди учеников. Возможно, на уроке следовало бы больше общаться — это могло бы заинтересовать тех, кому плохо дается теоретический материал».
Ответила школьница и на еще один, самый главный для себя вопрос: «Мне что, уже с детства мечтать об выезде из Украины?». Аня говорит, что поняла: она никуда не хочет уезжать из своей страны, «ведь нашим людям также необходима помощь» (это в русле мечты стать психологом). А отец Виктор Прокопович попросил через «День» заверить депутата Олега Беспалова, что из этой семьи никто и никогда Украину не покинет.
P.S. После публикации Аниного письма в «Дне» Вакуленкам звонили из немецкого телевидения. Они тоже хотят познакомиться с этой удивительной семьей. А вчера из Киево-Могилянской академии к ним пришла бандероль с письмом и брошюрами, которые должны помочь Ане подготовиться к экзаменам в вуз. «Дорогая Анна, — пишет руководитель перспективного развития НаУКМА. — Впечатлены вашим совсем недетским мужеством, которое подвигло открыто обратиться к нашим государственным мужам с таким большим количеством вопросов, которые одновременно являются тем незавершенным «списком» политических, социальных и экономических проблем в нашем государстве, которые требуют срочного решения. Всему большому могилянскому сообществу приятно, что вы отслеживаете публикации о нашем университете, что мечтаете стать нашей студенткой». Вот такое письмо. Думаем, это хороший знак.