Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В небе» над ЕЭП — торговая война

22 мая, 2004 - 00:00

На Западе не без опаски смотрят на процесс евроазиатской интеграции, в котором участвует Украина. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский, пребывая недавно в Киеве, в связи с этим предсказал Украине сложности на пути вступления в ЕС. Но кроме репутационных потерь на евроатлантическом направлении по-прежнему непонятен экономический резон ЕЭП для Украины. Жизнь показывает, что независимо от этого пространства украинские компании подвергаются дискриминации на российском рынке.

Рамочные соглашения по Единому экономическому пространству подписаны и ратифицированы. В четверг официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко напомнил, что в рамках ЕЭП будет обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, станет проводиться единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. Подчеркивая особую политическую значимость практически синхронной ратификации парламентами Беларуси, Казахстана, России и Украины учредительного договора ЕЭП, Яковенко сказал: «Тем самым была еще раз продемонстрирована серьезность намерений государств «четверки» создать качественно новое, отвечающее современным реалиям интеграционное объединение».

Это заявление прозвучало именно в тот момент, когда на практике все происходит с точностью до наоборот. Внимание общественности привлек авиационный скандал, разгоревшийся в «российско-украинском» небе. 18 мая российская сторона отказала украинской компании «Аэросвит-Украинские Авиалинии» в разрешении на пролет над территорией РФ при выполнении нового регулярного трансконтинетального рейса (без оплаты компенсационных платежей и каких-либо сборов, помимо сборов за аэронавигационное обслуживание) по маршруту Киев—Пекин. С украинской компании требуют денег. При этом авиационные власти соседа по пространству не смогли юридически обосновать свои действия, противоречащие Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Конвенция не допускает возможности взимания каким-либо государством таможенных пошлин, налогов или других сборов за право транзита через его территорию. Да что там Конвенция — действия РФ противоречат украинско-российскому межправительственному соглашению о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта. Причем российская сторона официально признала факт взимания с иностранных компаний компенсационных платежей за пролет по названным маршрутам, но не смогла предъявить ни международных, ни национальных законодательных либо нормативных документов, обосновывающих эти сборы. По разным данным, «на воздухе» россияне зарабатывают до $300 млн. в год. Украинская сторона была вынуждена принять ответные меры и ввести с 1 июня санкции в отношении транзитных рейсов «Аэрофлота» в Грецию или из нее через территорию Украины. «Аэрофлот», если его самолеты станут облетать Украину, станет неконкурентен греческим компаниям. Как раз накануне Олимпиады и курортного сезона.

Таким образом, очередная торговая война развернулась теперь уже в небе над Единым экономическим пространством. Как отмечается в заявлении «Укравиатранса», действия российской стороны грубо противоречат не только межправительственному соглашению, но и духу ратифицированного 20 апреля парламентами Украины и РФ соглашения о ЕЭП, и в частности, предусмотренного документом принципу свободного транзита услуг через границы Украины, РФ и Казахстана. Но о какой свободе может идти речь, если с 12 мая авиакомпания «Аэросвит-Украинские авиалинии» выполняет беспосадочные перелеты по маршруту Киев — Пекин в обход территории РФ? Понятно, что это отражается на экономической эффективности такого полета, а причиной введения компенсационного роялти является не что иное, как прогноз о том, что выполнение рейсов Киев — Пекин — Киев, позволит Украине вернуть на китайском направлении до 80% пассажиропотока, ушедшего ранее по ряду причин к российскому авиаперевозчику. «Ни одна другая страна в мире не проводит подобной дискриминационной авиационной политики», — отметил собеседник Интерфакса-Украина.

Интересно, что для отражения «воздушого нападения» украинской стороне пришлось «поднять в небо» главного энтузиаста и переговорщика по вопросам ЕЭП первого вице-премьера и министра финансов Николая Азарова. В правительственной телеграмме, направленной первому вице-премьеру РФ Александру Жукову, он подчеркивает: позиция российских авиационных властей противоречит духу ратифицированного парламентами Украины и РФ соглашения о ЕЭП, и в частности, предусмотренного документом принципу свободного транзита услуг через границы Украины, РФ и Казахстана.

Является ли для Николая Яновича какой-то новостью, мягко говоря, недружественная жесткость российской торговой и таможенной политики в отношении к Украине, то и дело провоцирующая конфликты между странами? Вопрос, как говорится, явно риторический. Напомним, что Россия и Украина «воевали» из-за сахара, карамели, труб, металла, причем каждый раз по инициативе российской стороны. Стоит напомнить, что едва ли не единственным воспринимаемым в украинском обществе нормальным поводом для вступления в ЕЭП является именно ликвидация подобных конфликтов путем создание зоны свободной торговли без изъятий.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир МАКСИМОВ, директор «Укравиатранса»:

— Пока никаких положительных решений российской стороны по этому вопросу нет. Мы ожидаем, что какие-то подвижки, возможно, будут сделаны на предстоящем саммите в Ялте. Тем не менее я не думаю, что возникшую коллизию можно квалифицировать как торговую войну. Тут, скорее, интересы определенных групп российских государственных чиновников. По имеющимся у нас данным, за 2003 год «Аэрофлот» получил таким образом 247 миллионов долларов от западноевропейских компаний. Это хороший кусок, за который чиновники просто дерутся. А мы настаиваем на том, что для Украины, как для участника Единого экономического пространства, правила должны быть совершенно другие. Это наша (и моя лично) принципиальная позиция. Ведь для украинского перевозчика такая ситуация выливается в 320 — 350 тысяч долларов в год. Для него это огромная сумма, поскольку он только начал полеты и пока летает с убытком.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ