Формат, в котором состоится сегодняшнее заседание парламента, может иметь неоднозначные последствия для текущей политики и даже истории Украины. Если в сессионном зале под куполом зарегистрируется больше 300 народных депутатов, то это будет свидетельствовать о том, что Верховная Рада Украины вовсе даже и не мертва. Естественно, в противном случае все кончится, главным образом сотрясением воздуха. Так что не будем гадать на кофейной гуще, а рассмотрим всего лишь два имеющихся варианта.
Допустим, табло не показало желанную для коалиции цифру 301. Не станем описывать вероятную реакцию присутствовавших. Что дальше? Какие подарки подготовили стране не отказавшиеся от своих мандатов народные депутаты? К сожалению, они относятся в основном не к области экономики, которая на самом деле больше всего интересует граждан, а к сфере политики, где сейчас главная игра — это неприкосновенность и льготы. Сначала на этом деле зарабатывал в основном блок НУ-НС, потом эту тему попыталась выбить у оранжевых подков и буряковых кулаков Партия регионов, предложив решить вопрос, не ожидая выборов. Можно предположить, что коалиция отважится отменить преференции для чиновников и соответствующее решение будет направлено в Конституционный Суд. Но захотят ли сами судьи лишиться немалых преимуществ? Не исключено, что именно это станет для них главной побудительной причиной, чтобы, не вдаваясь в суть дела, просто признать Раду нелегитимной.
Но тут есть одна небольшая зацепка. Вряд ли КС отважится принять свое негативное решение по этому вопросу быстро. Прямо скажем, это было бы просто неприлично и опустило бы рейтинг этого уважаемого (ранее) в стране органа, как говорится, ниже плинтуса. Так что обязательно должна последовать какая-то пауза. И вот ею-то и может воспользоваться парламент, чтобы сделать стране хоть небольшой подарок — рассмотреть проект нового бюджета и отчет правительства о выполнении бюджета-2007.
Тем более, что в Верховную Раду поступили предложения Президента Украины Виктора Ющенко об увеличении расходной части государственного бюджета на финансирование Министерства обороны и Министерства внутренних дел. (Не означает ли это, что на Секретариат Президента, который еще недавно заявлял, что бюджет-2008 может рассматривать только вновь избранный парламент, нашло просветление?) Правда, глава бюджетного комитета Владимир Макеенко (фракция Партии регионов) сообщил вчера, что сегодня проект государственного бюджета на 2008 год рассматриваться не будет. Он напомнил, что, в соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом, Кабмин должен подать в парламент проект госбюджета на будущий год не позднее 15 сентября. Пока же правительство к этому не готово. Тем не менее Макеенко рассказал, что бюджетный комитет работает очень активно: обрабатывает бюджетные предложения, поступающие и от народных депутатов, и от местных органов власти. «Согласно Конституции, мы должны принять бюджет до 1 декабря, и мы это сделаем», — с уверенностью заявил Макеенко, хотя тут же отметил, что пока что не определена даже форма рассмотрения проекта госбюджета. По его словам, «сегодня — завтра» планируется принять решение по этому вопросу: либо будут проводиться парламентские слушания по вопросам бюджета, либо — специальное заседание Верховной Рады.
Между тем, в Секретариате Президента также активно работают над бюджетными проблемами. В частности, там выдали Президенту очередную цифру: финансирование образования и, в первую очередь, средних школ с 2008 года нужно увеличить на 35%, а зарплату учителя — на 40%. Кто бы спорил — нужно. Но в тот же день Президент, общаясь по телемосту со студентами, велел правительству ограничить расходы бюджета: «Убежден, при тех темпах развития, которые существуют сегодня, а они около 8%, вообще необходимо было бы ставить амбициозную цель — сформировать бездефицитный бюджет. Убежден, при профессиональном правительстве такая постановка проходит».
Тут нам, конечно, нужно глубоко задуматься. На что тут намек? На то, что профессиональное правительство сумело обеспечить такие высокие темпы развития? Или на то, что оно непрофессиональное, поскольку у него такой дефицит, порождаемый едва ли не ежедневными президентскими инициативами, не вытанцовывается? Вопрос в том, а видели ли в Секретариате уже утвержденный правительством документ? Если нет, то о чем разговор?
Но рассмотрим еще и второй вариант, при котором под парламентским куполом все же соберется 301 народный депутат. Чего ждать тогда? Неприкосновенность отменят, но решение КС, скорее всего, будет примерно таким же. Бюджет попробуют обсуждать... Но главное, чего тогда приходиться ожидать, это уже пятый указ Президента о роспуске парламента. Возможно даже, что его примет СНБО, заручившись поддержкой и подписями силовиков и «правоохранителей». Благо при подготовке решения по изменениям в закон о тендерных процедурах «целесообразные» юридические основания уже наработаны.