Сам теперь уже правительственный секретарь Нацбанка Виктор Лисицкий в телефонном интервью «Дню», как всегда, был бодр и корректен.
— Виктор Иванович, какова основная цель сегодняшнего реформирования Кабмина?
— Новый премьер должен стать не только формальным лидером политических реформ, но и неформальным. Правительственная администрация должна и намерена сконцентрироваться на реальных реформах (пятерку первых шагов в этом направлении Виктор Ющенко огласил в парламентском зале перед голосованием — концентрация в правительстве профессионалов-единомышленников, оздоровление финансов и укрепление обменного курса гривни, создание нормальных условий для предпринимательства, разрешение проблемы внешних и внутренних долгов, реорганизация системы социальной защиты. — Авт. ) и все необходимое для этого сделает.
— Что в связи с этим будет сделано уже завтра-послезавтра?
— Уже сегодня планируем разобраться, что происходит в правительственном секретариате. Соберемся и рассмотрим все последовательно. Очевидно, найдем рациональное зерно.
— То есть...
— Административная реформа не должна выглядеть и быть тривиальным сокращением штата. Это же — реформа!
— Понятно. Каких кадровых перестановок следует ожидать в ближайшее время?
— Ну знаете... Это вопросы Виктора Андреевича (Ющенко. — Авт. ).
— Вы довольны своим назначением?
— Боюсь показаться нескромным, но я доволен.
КОММЕНТАРИЙ
Весьма показательно, что назначение 16 декабря теперь уже бывшего правительственного секретаря Анатолия Толстоухова — было одним из последних распоряжений экс-премьера Валерия Пустовойтенко. (Ни для кого не секрет, что именно г-н Толстоухов реально курировал «Злагоду» и обеспечивал практическую работу Кабмина в качестве одного из предвыборных штабов Леонида Кучмы).
Между тем основными задачами секретариата Кабмина является организационное, экспертно-аналитическое, правовое, материальное обеспечение деятельности правительства.
Любой мало-мальски искушенный управленец прекрасно понимает роль аппарата для четкой работы любой структуры. Заметим, что эта роль становится чуть ли не определяющей для правительства, призванного в кратчайшие сроки реформировать экономику страны. Аппарат консервативен по своему определению, а аппарат, доставшийся в наследство от советской системы управления — консервативен вдвойне.
В постсоветских республиках чуть ли ни единственным примером для подражания стала команда Анатолия Чубайса, которая продемонстрировала свою эффективность на самых разных участках работы своего шефа и обеспечила ему политическое выживание (в большинстве других аналогичных случаев побеждал аппарат).
Судя по первым назначениям (кроме нового секретаря Кабмина, руководителем службы премьера назначен также Олег Рыбачук, работавший ранее директором департамента международных связей НБУ) Виктор Ющенко учел и печальный опыт своего российского коллеги Сергея Кириенко в бытность которого премьером РФ в недрах аппарата могло запросто «испариться» подписанное им лично распоряжение.
Вполне естественно и логично, что члены команды, сформированной Ющенко в НБУ, занимают ключевые посты в аппарате правительства. Тем не менее, всех работников Нацбанка не пересадишь в Кабмин. Ющенко придется учиться использовать и тот потенциал, который наработан предыдущими правительствами.
Другой источник кадров — Верховная Рада. Наверняка фракции, составившие большинство при назначении господина Ющенко на пост премьера, захотят делегировать своих членов в Кабмин. Насколько премьеру удастся соблюсти задекларированный им принцип: «Пропуск в новое правительство — профессионализм и порядочность», покажет ближайшее будущее.
Дмитрий СКРЯБИН, «День»