Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерий ПЕТРЕНКО: «Хочу увековечить не свое имя, а целое направление в гитарной музыке»

4 февраля, 2000 - 00:00


Сегодня, 4 февраля, в Национальной филармонии состоится юбилейный вечер гитариста-виртуоза, народного артиста Украины Валерия Петренко по случаю его 60-летия со дня рождения. Маэстро подготовил интересную программу. В первом отделении прозвучит классическая музыка: соната Бетховена, пьесы Шумана, Глинки и Тарреги. А также впервые в СНГ музыкант исполнит вторую рапсодию Листа (огромное произведение, написанное для фортепиано). Во втором отделении зрители услышат музыку фламенко, украинские, русские и цыганские романсы.

— Валерий Яковлевич, у вас двойной праздник: день рождения и 30-летие творческой деятельности. Юбилей предусматривает определенное подведение итогов. Что, на ваш взгляд, удалось, а что не успели сделать?

— Я считаю, что гитарист в шестьдесят лет только начинает расцветать. Это вокалисты в таком возрасте уже угасают. А у музыканта, если с мышцами все в порядке, то все еще впереди. Я поздно начал учиться музыке. В 20 лет только поступил в музыкальное училище, а в 35 — в консерваторию, но, как видите, все успел. Например, Святослав Рихтер тоже лишь в 34 года закончил учебу. Мне кажется, что с годами даже стал лучше играть, мудрее подходить к выбору репертуара. Может я только начинаю свой путь в большом искусстве? Беру пример с Бетховена. Его последними словами перед смертью были: «Я стою только у начала». Каждому артисту хочется добиться успеха, признания публики. Я никогда не стремился к дешевой популярности, чтобы просто мелькать на экране (даже в те времена, когда за эфир не нужно было платить). Радует, что публика меня знает, любит, а это дорогого стоит.

— Вы — знаменитый, популярный музыкант — только в прошлом году получили звание народного артиста Украины. Почему так поздно награда нашла героя?

— Точно не знаю перипетии закулисной жизни. Видимо, кто-то более ловкий локтем меня отодвинул. Никогда за себя не просил. Считаю, что народным артистом я стал намного раньше, чем на бумаге.

— Валерий Яковлевич, почему вы из всех инструментов предпочли гитару?

— Должен признаться, что на самом деле я не собирался быть музыкантом. Мечтал о театральных подмостках. Хотя впервые взял в руки гитару в 12 лет. Постепенно влюбился в этот инструмент. Вначале учился сам. Можно сказать, что увлечение переросло в настоящее чувство. Пересмотрел свои планы, бросил институт и поступил в музыкальное училище при консерватории им. Чайковского. Кстати, даже в Москве при консерватории не было факультета гитары, поэтому пришлось поехать в Свердловск на учебу. Моим педагогом стал знаменитый Иванов-Крамской. Когда лишь делал первые шаги в творчестве, то старался не пропустить ни одного выступления своих старших коллег. Мастерство приходило постепенно. Я счастлив, что связал свою жизнь с гитарой.

— Вы исполняете музыку разных композиторов. Кто из них вам ближе всего?

— Я люблю Баха и Бетховена. Хочу сыграть с симфоническим оркестром концерт Бетховена для скрипки. Однажды я услышал как японский гитарист это играл. Попробую повторить его подвиг. Считаю, что скрипка очень хорошо ложится на гитару. Мне в последнее время интересно исполнять «чужую музыку», то есть играть те произведения, которые выходят за рамки какого-то инструмента. Тогда можно импровизировать, самому искать и находить краски, раскрывая произведения в неожиданном ракурсе.

— В вашем репертуаре много музыки фламенко. Откуда появилась страсть к этим испанским ритмам?

— Сегодня в мире музыка фламенко очень популярна. Не считаю, что она темпераментна. Ведь испанцы сами по себе очень сдержанные люди. Сравните танцы русских танцоров, которые буквально рвут на себе рубаху — вот где удаль. А когда выходят тореро, то стоят, как свечечки, отбивая ритм ногами. Они внутренне страстны. В их танцах более темпераментная партия у женщин. Между прочим, фламенко не совсем испанская музыка — это некий коктейль арабских, андалуских, европейских, прочих мелодий. Она характерна не для всей Испании, а только для одной ее области — Андалусии.

— Вы долгое время работали вместе с Константином Огневым и Юрием Гуляевым. Какими они были вне сцены?

— Первым моим наставником и учителем на профессиональной сцене стал Константин Огневой. Вначале мы вдвоем ездили с концертами. Потом певцы подготовили совместную программу. Я долгие годы был их аккомпаниатором. Часто ездили на гастроли вместе. Нынешние певцы могут только мечтать о той популярности, которые была у них. И при этом ни какого «налета» звездности. Простые, веселые — вне сцены и очаровательные на публике. Они оба много мне дали в понимании того, как относится к профессии артиста.

— Валерий Яковлевич, нынче открыт «железный занавес», артисты могут ездить по всему миру. Где вы чаще всего выступаете?

— Для меня самая лучшая публика — наша. Я люблю выступать дома. Под этим словом понимаю все пространство СНГ. Действительно, за три десятилетия, объездил много стран. Сегодня меня часто приглашают на гастроли, тепло принимают, но овации родной публики мне во сто крат дороже иностранных криков «браво».

— Несколько лет назад вы создали Театр гитары. Но театр предполагает труппу, здание и прочие атрибуты.

— Пока никаких стен у нас нет. Зато есть коллектив единомышленников. Мы собираемся на репетиции и на выступления. Наш первый концерт спонсировала фирма «Кока-кола». Мой проект, я считаю, необычным. Ведь у нас, кроме музыкального сопровождения гитары, выступают танцоры. Они постоянно работают в Национальной опере. Но по первому звонку все собирается. Мне приходится самому искать деньги. Поэтому не столь часто, как хотелось бы, приходится выступать. Исполняем разную музыку от классики до народных мелодий. Я мечтаю создать свой именной театр. Как солист, я себя проявил достаточно. Хочу увековечить не свое имя, а целое направление гитарной музыки.

— На инструменте какого мастера вы играете?

— Я играю на отечественном инструменте. Моей гитаре 20 лет. И ее сделал известный черниговский мастер Николай Иванович Ещенко по специальному заказу и я его работой очень доволен. Вообще-то, гитара недолговечный инструмент. Она не может жить так долго как скрипка — до 300 лет. У нее срок более короткий — 30—50. Пока моя гитарушка еще послужит. Я так к ней привык и ни на какую другую менять не хочу.

«День» поздравляет любимого исполнителя и друга газеты с юбилеем!

Тетяна ПОЛІЩУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ