В пятницу в Варшаве Украина и Польша намерены обменяться нотами о подписании и одновременном вступлении в силу (26 ноября в Брюсселе) соглашения об использовании нефтепровода Одесса—Броды и его интеграции с нефтетранспортными системами Польши, а также предпринять дальнейшие шаги по созданию совместного предприятия, которому будет поручено строительство польского участка нефтепровода для транспортировки в Европу каспийской нефти.
Напомним, что проект по продлению украинского нефтепровода Одесса—Броды до польского Плоцка получил политическую поддержку правительств Украины и Польши, Европейской Комиссии, а также коммерческую поддержку в виде бизнес- плана, подтверждающего наличие в Европе рынков сбыта для транспортируемой по нему нефти. В мае прошлого года Еврокомиссия выделила грант в размере EUR2 млн. на техническую поддержку достройки нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка. В июне государственные координаторы проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора от Украины и Польши — ОАО «Укртранснафта» и польская «Przyjazn» S.A. (PERN) — определят способ реализации проекта достройки нефтепровода Одесса— Броды до Плоцка, а также наметят меры для привлечения инвесторов в этот проект.
О том, что начатый Украиной нефтетранспортный процесс пошел, равно как и о том, что инвесторы для проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) вскоре найдутся, может также свидетельствовать и то, что 22—23 января в Вашингтоне состоится очередное заседание Украинско-американской комиссии по экономическому сотрудничеству, все еще для краткости именуемой иногда в Киеве «Кучма—Гор». Один из ведущих вопросов, которые планируется там рассмотреть на высоком уровне, — создание ЕАНТК, для которого Украина уже построила нефтепровод Одесса—Броды, но никак не может его запустить (и даже решить, в каком направлении — в Европу, к евроинтеграции — аверс, к Черному морю или назад, под контроль России — реверс). Колебания проявились даже и в том, что поначалу украинская сторона, то ли умышленно, то ли всего лишь по недомыслию, обозначила довольно низкое свое участие в заседании названной комиссии (на уровне заместителей министров). И только принципиальный подход американской стороны, заинтересованной в том, чтобы вдохнуть жизнь в идею ЕАНТК и немало для этого сделавшей (министр энергетики США направил письма крупнейшим американским компаниям — собственникам каспийской нефти, пригласив их участвовать в проекте «Одесса— Броды»), обеспечил заседанию уровень, соответствующий важности обсуждаемых проблем. Украину на заседании будут представлять вице-премьер-министр Андрей Клюев, заместитель главы МИДа Александр Чалый, заместитель секретаря СНБОУ Сергей Пирожков, министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, президент «Укртранснафти», специальный уполномоченный Украины по ЕАНТК Александр Тодийчук. Похоже, на этом заседании будут приняты важные решения, которые положат конец разговорам о якобы экономических преимуществах реверса нефтепровода Одесса—Броды.
Но можно ли утверждать, что реверсу — конец? Есть некоторые основания для положительного ответа на этот вопрос. В последние дни минувшего года (29 декабря) Украина и Россия подписали в Москве протокол о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов. В нем украинская сторона взяла на себя, в частности, обязательство обеспечить в 2004 году в озможность транзита до 9 миллионов тонн российской нефти по территории нашей страны на 52-километровом участке нефтепровода Одесса—Броды (Кременчуг—Снигуровка — терминал «Пiвденний»). Перефразируя известную поговорку, можно сказать «качай — не хочу». И тут ее авторы как в воду глядели. Достаточно сказать, что главный инициатор российского реверса — компания ТНК—БП (вместе с нашей НАК «Нефтегаз Украины»), доказывавшая, какие огромные объемы нефти ей необходимо прокачать на нефтетерминал «Пiвденний» и что иначе Одесса—Броды пропадет и проржавеет, заявила на первый квартал для транспортировки в эту нефтегавань всего лишь 400 тысяч тонн. Даже если в последующем прокачка на «Пiвденний» и вырастет, то, очевидно, не более, чем до 2,5 млн. тонн (об этом могут свидетельствовать данные о проведенном ТНК-БП тендере на экспорт нефти марки Юралс, в соответствии с которым во все семь балтийских и черноморских портов в равных долях будет поставлено 17,8 млн. тонн).
Понятно, что от 2,5 миллиона до 9 миллионов очень далеко, и даже участок Кременчуг-Снигуровка — терминал «Пiвденний» останется незагруженным. Так что правы оказались эксперты «Дня», которые утверждали, что намерения лоббистов реверса не имели под собой экономической почвы и основывались исключительно на том, чтобы закупорить ЕАНТК и не мешать монополии Юралс в Европе.
На днях мир узнал и о еще одном аргументе в пользу нефтепровода Одесса—Броды, способного доставлять нефть в Европу по кратчайшему пути в обход проливов Босфор и Дарданеллы. В понедельник газета «Файнэншл таймс» сообщила, что нефтеперерабатывающие заводы в бассейне Средиземного моря испытывают дефицит сырья, так как плохая погода и ограничения в сфере безопасности привели к образованию танкерных пробок в этих проливах, через которые доставляется российская нефть. Затор угрожает привести к срыву в поставках, подобному тому, который имел место в Европе во время войны в заливе в 1991 году, отмечает газета. Некоторые менеджеры, закупающие нефть для НПЗ в Испании, Италии, Франции, Германии, вынуждены ограничивать свои операции, так как столкнулись с задержками груза на 20—25 дней при стоимости фрахта танкеров в $50 тысяч в день. Посол Турции в Москве Куртулуш Ташкент признал, что затруднения последних дней с морской транспортировкой российской нефти через проливы Босфор и Дарданеллы, помимо плохой погоды, отчасти объясняются и ограничительными мерами на проход судов, вводимыми Анкарой.
В этих условиях украинскому правительству предстоит в скором времени принять принципиальное решение в отношении использования нефтепровода Одесса—Броды (аверс? реверс?). Ожидалось, что в соответствии с поручением Президента это будет сделано до 15 января. Некоторые пессимисты предсказывают, что Кабмин не примет никакого решения, но, тем не менее, исподволь будет и дальше проводиться линия на реверс, как на единственную возможность загрузить нефтью (российской) трубу Одесса— Броды. С первой частью этого пророчества нельзя не согласиться. Можно себе представить лицо вице-премьера Клюева, прибывшего в Варшаву для обмена вышеуказанными нотами с решением о реверсе в кармане. Еще менее привлекательно выглядела бы украинская делегация в этих условиях в Вашингтоне. Поэтому можно предположить, что Кабмин еще раз отменит (первый раз это было сделано 24 декабря и не без учета сигналов из Европы и США) обсуждение реверса/аверса. Шанс для этого предоставил правительству и Президент, предписав в одном из последних поручений определиться с этим вопросом до 1 февраля. По его словам, «мы продолжаем играть в политику, а нужно думать о национальных интересах. Поэтому для меня будет приемлемым любое решение правительства, но и ответственность персональная — правительства», — подчеркнул Леонид Кучма.