Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Варшавский договор

17 марта, 2001 - 00:00

Президенты Польши и Франции, канцлер ФРГ (то есть страны так называемого Веймарского треугольника) высказали поддержку Президенту Украины Леониду Кучме в ситуации, сложившейся сейчас в Украине. Так сказал заместитель главы администрации Президента Украины Анатолий Орел. Но в то же время, по словам Орла, руководство этих государств обеспокоено политическими проблемами в Украине, в том числе — угрозой дальнейшему развитию демократии.

Накануне встречи между президентами Кучмой и Квасьневским в Казимеже Дольном не скрывалось, что ее инициатором выступила не только Варшава.

Результаты встречи хорошо известны: Квасьневский настойчиво советовал украинскому коллеге положить начало диалогу с оппозицией, возможно шутя, а возможно, серьезно обещал доставить в Киев исторический круглый стол, предлагал даже провести переговоры между украинской властью и оппозицией на территории своей страны. Кучма уверил польского коллегу, а через него — и Запад, что ни при каких обстоятельствах не пойдет на силовые методы урегулирования ситуации, что готов вести разговор с оппозицией, но с той, которая стоит на государственных позициях и не собирается менять конституционный строй. Только сначала оппозиция должна формализоваться, зарегистрироваться в Министерстве юстиции.

Встреча президентов в Казимеже, таким образом, могла бы сработать как катализатор продолжения духа того самого исторического круглого стола между коммунистическим руководством Польши и оппозицией 1989-го, который привел к молниеносной цепной реакции во всей Европе. Тот круглый стол стал возможным вследствие перемен в советской власти, в свою очередь, уже его результатом стали падение системы социализма, начало процесса объединения Европы.

Хотя тогда «Солидарность» Леха Валенсы не скрывала своего стремления изменить конституционный строй в Польше (из социалистической страны в демократическую) — и добилась своего. Первым результатом польского круглого стола стали первые свободные выборы, и, как следствие — первое некоммунистическое правительство. Валенса вскоре был избран президентом. Польша же стала лидером процессов демократизации в регионе. И, кстати, «Солидарность» не регистрировалась тогда минюстом ПНР.

Квасьневский признал, что нынешнюю ситуацию в Украине невозможно сравнивать с той, которая имела место в Польше в 1989- м году — по его словам, поляки тогда только начинали строить свою демократию, а в Украине сейчас уже есть свои демократические структуры. А Кучма, по словам польского президента, является демократически избранным Президентом Украины, который является «нашим партнером».

Стратегическое партнерство с Украиной является, как сказал Квасьневский, «наибольшей ценностью для Польши». И Польша при этом должна последовательно содействовать развитию демократии в Украине. Он также сообщил, что при обсуждении ситуации в Украине в рамках Веймарского треугольника с Жаком Шираком и Герхардом Шредером все трое признали, что демократическая Украина является важнейшим элементом демократической Европы в ХХI веке.

Квасьневский также, передает Интерфакс-Украина, отметил важность, «независимо от происходящего в Украине, не терять ни одного дня двухстороннего сотрудничества с Украиной, ни одного месяца партнерства с Украиной, ни одного года продвижения к европейскому сообществу».

Послание Запада, переданное Квасьневским, совпало по времени с публикацией в «Файненшл Таймс» чуть ли не первого с начала украинского кризиса письма в поддержку Кучмы. Президент американско-украинской торговой палаты в Вашингтоне Кемптон Дженкинс, полемизируя с финансистом Джорджем Соросом, указывает, что экономическая поддержка Украины со стороны США и Европы была бы чрезвычайно важной для Украины и отвечала бы интересам самого Запада. А прекращение поддержки Кучмы и контактов с Украиной значило бы, как считает Дженкинс, подорвать именно те достижения, которые так ценит Запад.

Понятно, что в условиях неопределенности, недостатка информации о событиях в Украине президент Польши был бы наилучшим исполнителем роли «посланца богов», звеном, которое бы позволяло Западу получать информацию, передавать свою точку зрения, не прерывать контактов, но в то же время сохранять определенную осторожность. Квасьневский не собирается отказываться от частых встреч с Кучмой — сообщено, что следующая встреча президентов состоится в начале июня в Днепропетровске, именно там, где были подписаны последние соглашения с Россией, на открытии бизнес-форума.

То, что представители наибольших стран ЕС сейчас избегают каких бы то ни было оценок украинских событий, как и то, что делегация Госдепа США во время последнего визита в Киев вела себя чрезвычайно осторожно в высказываниях, наводит на мысль, что об изоляции Украины действительно речь не идет. Очевидно, нужно какое-то время, чтобы ситуация стала понятной не только для Запада, но и для многих украинцев — и чтобы власть и оппозиция на практике доказали, что они способны договориться между собой без всплесков эмоций на улицах.

Кто-то просто должен взять на себя смелость стать первым. Как когда-то генерал Ярузельский. И чрезвычайно желательно было бы, чтобы тот же Квасьневский при этом выступил в роли соседа-доброжелателя, но не посредника между самими украинцами.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ