И все же, несмотря на эти, скажем так, неудобства, жители Хоружевки не страдают комплексом неполноценности. Они считают, что гордость их села — это люди: трудолюбивые, талантливые, неординарные. Немало выходцев из Хоружевки достигли своего признания на просторах Украины. И первым в их ряду стоит фамилия нынешнего председателя Национального банка, кандидата на пост премьера Виктора Ющенко.
В том, каким почетом Виктор Андреевич пользуется у своих земляков, я имел возможность убедиться лично, наведавшись в воскресение, на Святого Николая, на «малую Родину» главного банкира страны. Каждый, к кому обращался, считал своим долгом не только указать дорогу к родительскому дому Виктора Ющенко, но и, расспросив о цели моего визита, поделиться своими мыслями относительно его личности. Поэтому, прежде чем я ступил на порог дома, в котором живет мать Виктора Андреевича, в моем блокноте появился ряд интересных фактов, которые нужно было только уточнить и расширить.
Корреспондента 82-летняя Варвара Тимофеевна Ющенко встретила гостеприимно. К ней часто наведываются журналисты, поэтому вести разговор «за жизнь» для старушки — обычное дело. Однако, как выяснилось, процесс общения мог закончиться, так и не начавшись — Варвара Тимофеевна с минуты на минуту ожидала приезда из Киева сына.
— Виктор понимает, как я за него переживаю, — объяснила мать цель его приезда. — Не хочется мне, чтобы он шел на ту должность. Это же такую ответственность придется брать на себя...
Не успела старушка изложить свои тревоги, как во дворе послышался шум мотора, и через минуту в доме появились долгожданные гости. Сын прибыл к матери не сам. Проведать Варвару Тимофеевну приехали также ее невестка Катя, годовалая внучка Софийка и зять Виктора Андреевича Миша. Кроме них в Хоружевку приехали еще несколько близких друзей председателя Нацбанка. Присутствие журналиста из столичной газеты Виктора Ющенко не смутило. Держался он непринужденно и раскованно, хотя, чувствовалось, что события последних дней существенно повлияли на душевное равновесие этого человека. И в родительский дом Виктор Андреевич приехал, по-видимому, не столько для того, чтобы успокоить свою мать, сколько за ее поддержкой и благословением.
После того, как гости наскоро перекусили, я деликатно поинтересовался у Виктора Ющенко его прогнозами относительно предстоящего голосования.
— Этот вопрос, по-видимому, следует рассматривать в несколько иной плоскости, — ответил он. — Дело не в том, кто сегодня станет у руля исполнительной власти: я или кто-то другой. Меня в данный момент больше тревожит отсутствие в парламенте того большинства, на которое можно было бы опираться премьеру в своей работе. Это большинство должно четко очертить свою программу действий, подкрепить ее соответствующими законодательными актами и дать на выполнение правительству. У нас же до сих пор все происходило наоборот: премьер идет в парламент и доказывает необходимость принятия того или иного решения. Пока депутаты не возьмут на себя публичную ответственность за свою политику, председатель правительства постоянно будет ощущать себя их заложником.
Ющенко говорит, что его беспокоит ситуация, которая сегодня сложилась в стране. В то время, как государство должно было бы всячески поддерживать ростки нового и прогрессивного, оно сейчас только мешает их росту. Чиновники спят и видят, как залезть в карман бизнесмена или предпринимателя. А это убивает веру людей в положительные сдвиги.
Пока мы говорили, в дом заходили соседи, знакомые Ющенко. Для них председатель Нацбанка был и остается просто Виктором. За этими разговорами незаметно прошло время и гости начали собираться в дорогу: через несколько часов у Виктора Ющенко эфир на украинском телевидении. Пока Катя фотографировала Варвару Тимофеевну с внучкой, Виктор Андреевич нашел в доме сделанную местным умельцем икону с изображением лика Святого Николая. Поцеловав ее при выходе из дома, он завернул ее в вышитые руками матери полотняные рушники и понес в машину. Туда же впоследствии перекочевали и гостинцы, которые загодя приготовила Варвара Тимофеевна. Прощаясь, Виктор Андреевич прижал к себе мать:
— Ну что, все нормально, мама, правда же?
— Правда, сыночек, — уронила та слезу, и трижды перекрестила отъезжающие машины.
После того, как дом опустел, у нас появилась возможность продолжить прерванный разговор. Варвара Тимофеевна углубилась в воспоминания о своей жизни. По ее словам, она выдалась нелегкой. Ведь пришлось пережить и голод, и войну, и разруху. Многие из односельчан не выдержали этих испытаний, ушли из мира раньше срока. На волосок от смерти был и ее муж — Андрей Андреевич. После кровопролитных боев он попал в плен в «лагерь смерти» Освенцим. За день до прихода туда войск союзников всех узников вывели и расстреляли. От гибели Андрей Ющенко спас себя тем, что вовремя спрятался под полом барака, где пролежал полтора дня. Только тогда, когда в Освенциме появились американские солдаты, он поверил в свое спасение.
После окончания войны у супругов Ющенко появились дети: сначала Петр, а в 1954 году — Виктор. Работая на то время учительницей математики, Варвара Тимофеевна вместе с мужем привила своим сыновьям любовь к знаниям. Виктор, вспоминает она, хоть и не был отличником, выделялся своей смекалкой, способностью аналитически мыслить. Поэтому вполне логичным было его поступление в финансово-экономический институт в Тернополе (кстати, Виктор Ющенко — почетный гражданин этого города. — Ред. ), ректор которого впоследствии сказал матери: «За вашего сына мне не стыдно». Виктор, по словам матери, был хорошим другом для ребят, да и девчата на него не обижались...
После окончания института он поработал заместителем главного бухгалтера колхоза, а потом пошел служить в армию. Командиры быстро оценили способности юноши и предлагали ему остаться на сверхсрочную службу с перспективой возглавить финансовую часть. Но того звезды на погонах не соблазнили и он после исполнения воинского долга вернулся в родную Хоружевку. Здесь тоже на него был большой спрос, впрочем, вспоминает Варвара Тимофеевна, Виктор видел для себя другие перспективы. И он их раскрыл. Экономист, а позже — руководитель Ульяновского отделения Госбанка СССР, руководитель центрального аппарата Укргосбанка, первый заместитель председателя банка «Украина» и, наконец, председатель Нацбанка — такие этапы восхождения Виктора Ющенко к своему признанию как человека и как руководителя.
Кстати, его брат Петр сейчас возглавляет одну из частных фирм в Харькове. Оба сына, как только появляется возможность, наведываются в родительский дом. Особенно они почувствовали свою необходимость Варваре Тимофеевне после смерти отца 7 лет назад. Не забывают бабушку и внучки. Кроме Софийки, у Виктора Ющенко от первого брака есть еще четырнадцатилетний сын Андрей и девятнадцатилетняя дочь Виталина, с которыми он поддерживает тесные родительские отношения. Не так давно Виталина, студентка факультета международных отношений Киевского госуниверситета, вышла замуж, и вскоре Виктор Андреевич должен стать дедом. Всегда рада видеть Варвара Тимофеевна и нынешнюю жену сына Катю. А вот со сватами общаться труднее: последние в свое время выехали в Соединенные Штаты Америки, где сейчас и проживают.
— Конечно, тоскую по ребятам, хотя, если честно, пустым мой дом редко бывает. Заходят соседи, часто звонят друзья Виктора из Сум, Киева. Недавно мне письмо пришло от академика Патона. Оказывается, мы с ним родились в один и тот же день, что, по его словам, хороший знак.
Хотя здоровье у Варвары Тимофеевны уже не то, что было, она, как уважающая себя крестьянка, держит хозяйство: свинью, гусей, курей. Без живности сегодня прожить трудно: те 60 с небольшим гривен пенсии не позволяют сводить концы с концами, да и они платятся с большой задержкой. А так хоть на еду не нужно тратиться, да и есть что сыновьям в дорогу дать.
— Пока ноги носят — из своего дома не уйду, — говорит Варвара Тимофеевна. — Разве что уж если ни на что не буду способна, тогда, возможно, переберусь к кому- то из ребят.
Пока мы беседовали, на улице стемнело, да и к тому же в который раз в селе отключили электричество. Варвара Тимофеевна достала керосиновую лампу, на которую, как на маяк, в дом начали сходиться односельчане. Узнав, что приезжал Виктор, они расспрашивали о нем, проникались тревогами хозяйки относительно его дальнейшей судьбы. Никуда не денешься: сын Варвары Тимофеевны оставил в Хоружевке добрую память. Дай Бог, чтобы в будущем о нем неплохое вспоминала и вся Украина...