В Верховной Раде все началось со смешного, на первый взгляд, диалога между спикером и лидером народных аграриев Владимиром Литвином и премьер-министром Юлией Тимошенко. Сославшись на некие данные из космоса, лидер Народной партии сообщил о надвигающемся сахарном кризисе. И тут же получил хотя и несколько смягченную улыбкой премьера реплику: «Теперь понятно, кто его (кризис) провоцирует...». По тону главы правительства стало понятно, что изменения сахарных цен для нее не новость.
По настоящему сахарные карты раскрыл секретарь СНБО Петр Порошенко, не только отвечающий за нашу с вами безопасность, но и являющийся в этом деле настоящим специалистом, несмотря на то, что все свои акции в соответствующих кондитерских предприятиях передал некоему фонду. По словам секретаря Совбеза, ситуация на рынке сахара требует быстрой реакции правительства. «За неделю цена на сахар в отдельных регионах Украины поднялась от 10 до 17%. Я считаю, что подобные резкие колебания цены на сахар без каких-либо внешних (?!) или внутренних факторов требуют достаточно быстрой, не публичной, возможно для того, чтобы не раскачивать рынок, реакции правительства», — сказал Порошенко во вторник и сообщил...что решение правительства на этот счет уже есть. Он также подчеркнул, что эти мероприятия согласованы с аппаратом СНБО, словно, иллюстрируя тем самым свои неоднократные высказывания о том, что он не будет лоббировать отданные в управление бизнесы.
Информация со сладкого рынка не кажется совершенно однородной. Если официальные источники (П.Порошенко) говорят о заметном росте цен, то независимые этого не подтверждают и говорят, что на рынке творится что-то непонятное. Так, директор Киевской агропромышленной биржи «Киевпромбиржа» Сергей Шимко в разговоре с «Днем» отметил, что «минимальная цена на рынке на самом деле упала, сахара на рынке переизбыток, поскольку большой переходной запас». Аналогичную информацию получил «День» и от сотрудника агентства АПК-информ (Днепропетровск) Максима Тащука. По его словам, сейчас идет небольшой спад сахарных цен, в частности у крупных держателей сахара. Это, по словам специалиста, регулярно отслеживающего ситуацию на этом рынке, «обусловлено приходом больших партий нелегального сахара со стороны России и Молдовы, а также легального грузинского сахара». Если цена по регионам была 3400—3450 грн., то теперь упала до 3000— 3250 грн. за тонну, говорит Тащук. При этом он отмечает, что были разговоры о вводе квоты на ввоз сахара-сырца в июне, но поскольку правительство до сих пор этого не сделало, то ожидать этого запрета можно не раньше конца этого месяца или начала июля, а возможно, что ее и вообще не введут, предполагает специалист. Деривация (поправка. — Авт. ) рыночных цен идет с помощью нелегального сахара. Тем временем, по его словам, через границу нелегальным способом идет 200—300 тонн в день. Российский сахар приходит в Украину по цене 3100 грн. за тонну, из Молдовы — по 3250 грн., а легальный из грузинских портов — по 3350 грн. за тонну после растаможки. Налицо факт PR-воздействия на рынок сахара и конфликт интересов. С одной стороны, продавцы-производители, или «аграрные космонавты». С другой — крупные потребители-кондитеры. Заплатят за все это, в конечном счете, «маленькие» потребители-налогоплательщики.