Российская сторона попыталась влить в долгоиграющую тему международного газотранспортного консорциума порцию сдержанного оптимизма. По словам премьер-министра РФ Михаила Касьянова, Россия и Украина уже в августе должны завершить прединвестиционную фазу его создания, после чего станет возможным привлечение третьих участников. «Работа по созданию газотранспортного консорциума идет напряженно и конструктивно», — сказал после встречи с украинским премьер- министром Виктором Януковичем в Ялте М.Касьянов. По его мнению, сентябрь — «это крайний срок», когда должна быть завершена прединвестиционная фаза и сформирован бизнес-план консорциума.
Правда, с украинской стороны комментариев по этому вопросу не последовало, тогда как российская пресса неделей раньше сообщала, что переговоры по газотранспортному консорциуму зашли в тупик. В частности газета «КоммерсантЪ», подводя итоги состоявшегося в Киеве заседания наблюдательного совета учредителей международного газотранспортного консорциума, писала: «Переговоры зашли в тупик: до сих пор не согласован самый главный вопрос — как управлять газотранспортной системой (ГТС) Украины». Украинская сторона и тут не распространяла никаких официальных сообщений... Согласно данным газеты, в переговорах участвовали вице-премьер России Виктор Христенко, заместители председателя правления АО «Газпром» Юрий Комаров и Александр Рязанов, а также представители французской компании Gaz de France. Украинскую сторону, помимо руководства НАК «Нефтегаз Украины», представлял вице-премьер Виталий Гайдук. Украина еще в начале июня предложила России и Германии две модели сотрудничества. Согласно участники консорциума покупают российский газ на границе Украины и России по фиксированной цене, а затем продают доставленный газ на украинской западной границе Румынии, Венгрии, Болгарии и Польши. Полученная прибыль на первых порах должна полностью инвестироваться в развитие украинской газотранспортной системы. В соответствии со второй моделью, Украина может отдать ГТС в концессию, а каждый участник консорциума должен внести первый инвестиционный взнос в размере $500 млн.
Версию о тупике в переговорах «День» попытался в начале прошлой недели выяснить у министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова: «Я не вижу никакого тупика, — ответил министр, — Украина настроена на то, чтобы создать этот международный консорциум. Его цели мы неоднократно объявляли. В первую очередь — это максимальная загрузка нашей газотранспортной системы на долгосрочный период и возможное привлечение инвестиций для дальнейшего ее развития с тем, чтобы расширить ее возможности еще на 30 миллиардов кубометров и принять также и те объемы газа, которые будут в ближайшее время добыты в Средней Азии. Вопросы моделей консорциума будут обсуждаться в рамках технико-экономического обоснования, которое будет сделано к концу августа в соответствии с межправительственным соглашением. Что касается политических вопросов консорциума, то, я думаю, они должны рассматриваться в разделе по оценке рисков и не более того. На первом месте должны быть техника и экономика. Сейчас рано говорить о модели, пока не закончено технико-экономическое обоснование».
Словом, осторожный оптимизм без конкретики стал «хорошим тоном» с обеих сторон. Напомним также, что на прошлой неделе министр уточнял, что НАК «Нефтегаз Украины» пока не передала свои еврооблигации ОАО «Газпром» (Россия) на сумму $1,4 млрд. в счет реструктуризации долга за газ из-за ряда процедурных проблем. В то же время он подчеркнул, что эта тема «не забыта», и выразил уверенность, что проблемы будут решены и облигации переданы «Газпрому».
Впрочем, как оказалось, гораздо ближе к истине в этих вопросах были бы сдержанные пессимисты. Надежный и довольно близкий к правительству источник в Киеве в разговоре с «Днем» подтвердил, что тупик, действительно, существует.
По его мнению, он состоит в том, что российская сторона предлагает свой инвестиционный взнос в консорциум оформить в виде все тех же (названных выше) украинских газовых облигаций. В этом случае, сказал источник, Украина, естественно, никаких инвестиций от российской стороны не получит, тогда как последняя заполучит украинскую ГТС просто за долги.
Президент банка «НРБ Украина» Вячеслав Юткин в беседе с «Днем» также не исключил такого поворота событий, отметив, что Россия может использовать эти облигации как финансовый инструмент и что это не будет приемлемо для Украины с точки зрения ее экономических интересов, «потому что средства от этого не поступят, и консорциум будет образованием без реальных средств к существованию и развитию».
Народный депутат, председатель наблюдательного совета Украинской газовой ассоциации Геннадий Руденко в разговоре с «Днем» не только косвенно подтвердил информацию о предполагаемой роли газовых облигаций в создании консорциума, но и высказал предположение, что Россия не без умысла до сих пор не приняла украинские газовые облигации. В случае, если Украина откажется принять их в оплату участия России в консорциуме, последняя может вовсе отказаться от этого инструмента и потребовать платить по долгам... Руденко также считает, что такой вклад России в консорциум с экономической точки зрения является невыгодным для Украины, но в то же время напоминает, что с крупными стратегическими партнерами, какими для нас являются Россия, Соединенные Штаты, Европейский Союз, нужно вести переговоры и договариваться даже в самых, казалось бы, неприемлемых ситуациях...
Против этого предложения, естественно, не поспоришь. Однако вызывает огромное удивление тот факт, что стороны переговоров, ведущихся вот уже больше года, регулярно не информировали общественность о таких «нюансах» процесса, как доступ россиян к украинской трубе за украинские же долги.