Водо- и энергоснабжение шести областей Украины, пострадавших от наводнения, восстановлены практически в полном объеме, сообщила вчера премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, открывая заседание Кабинета Министров. По словам премьера, отремонтировано 216 км дорог и укреплено 77 дамб. «Это говорит о том, что вся инфраструктура и система власти работают на результат», — сказала глава правительства. Однако это не снимает с повестки дня, так сказать, глобальных вопросов. И главный из них — можно ли было минимизировать последствия стихийного бедствия и как сделать защиту региона впредь более эффективной? С этими вопросами «День» обратился к человеку с огромными знаниями и опытом в организации спасательной службы, который сегодня возглавляет общественный совет при Министерстве по чрезвычайным ситуациям,— Василию Дурдинцу.
— Василий Васильевич, на ваш взгляд, каковы причины, приведшие к столь масштабным последствиям стихийного бедствия в Западной Украине?
— Прежде всего, за последние годы в Украине изменился климат. И катастрофические последствия испытывают на себе не только жители пострадавших украинских областей, но и весь Карпатский регион, все соседние государства — Румыния, Молдова, Венгрия, Словакия и др. Ныне это беда выпала на конец июля, ранее же паводки в основном происходили в марте, апреле, мае или во второй половине года. И специалистам, властям нужно было это учитывать.
Во-вторых, как государство в целом, так и местные власти должны были регулярно изыскивать необходимые финансовые ресурсы на противопаводковые мероприятия. Например, когда мы анализировали причины паводков в ноябре 1998 года и в марте 2001 года в Закарпатской области (я как министр по чрезвычайным ситуациям возглавлял тогда правительственные штаб по ликвидации последствий в зоне бедствия), то пришли к выводу: чтобы избежать таких последствий, необходимо выделять государственные ассигнования. И в октябре 2001 года правительство приняло решение, что государство выделит на противопаводковые мероприятия в Закарпатской области на период с 2001 по 2015 год 1,5 млрд гривен. Реализация этой программы позволила бы значительно уменьшить последствия подобных наводнений, но, к сожалению, данная программа до конца не была выполнена. Поэтому мы сегодня имеем последствия такого масштаба. Мы также обращались к правительству, чтобы подобные программы были приняты и по другим областям Украины, но, к великому сожалению, эти проекты так и остались лежать в кабинетах правительства. Также в 2006 году была принята комплексная правительственная программа по противопаводковым мерам для сельской местности Украины, которая также не до конца финансировалась. Сегодня я возглавляю общественный совет при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Украины, который несколько дней назад обратился к Кабмину, чтобы все-таки приняли те программы, которые касались отдельных областей, и чтобы они финансировались ежегодно.
В-третьих, несанкционированная, безответственная вырубка леса в Карпатском регионе — это также является одной из причин, приведших к таким катастрофическим паводкам.
В-четвертых, жители, местная власть, СМИ считают, что данная ответственность ложится только на центральные органы власти. Это не так, ведь данная проблема касается всех, особенно местных властей.
В-пятых, очень важны комплексные противопаводковые меры всех государств Карпатского региона. Необходимо тесное сотрудничество стран и взаимопонимание по данной проблеме.
В-шестых, важным является своевременное оповещение граждан о надвигающихся паводках. Этого не было сделано, соответствующие службы не сработали, граждане не успели подготовиться. Кроме этого, должны быть созданы специальные отряды при МЧС, которые могли бы своевременно реагировать на подобные стихии. Они должны быть оснащены всем необходимым и быть полными профессионалами в своем деле. Но, к сожалению, в Украине таких отрядов очень мало, им не хватает современного оснащения и профессионального обучения.
— Почему же власть не среагировала своевременно, мгновенно, ведь многие знали о надвигающейся стихии?
— Мнение общественного совета и мое личное следующее. За последние годы очень часто меняются руководители как в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, так и в правительстве в целом. За последние пять лет в министерстве сменилось пять министров, кроме этого, меняются руководители и на местах.
Многие руководители оказываются непрофессионалами в своем деле. Это комплексная картина по всей Украине и во всех сферах. Последствиями явилось то, что многие управленцы не знают, что делать, они не готовы к чрезвычайным ситуациям. У них нет чувства ответственности за свою работу, за конкретные территории, районы, области, государство в целом, хотя все четко регулируется законодательством Украины, отдельными законодательными актами государственных органов. Например, во время обледенения 17 областей Украины зимой 200—2001 гг. мне пришлось звонить руководителям частных предприятий, чтобы они выдали строительные материалы для ликвидации последствий. Потому что у государства не было ресурсов, а местные чиновники ждали помощи от центральных властей. То есть власть на местах не имела возможностей решить проблему, кроме того, она и не знала, как. Поэтому мы разработали комплексные обучающие программы, которые позволили бы обучить многих сотрудников. Но, к сожалению, это не было сделано и причиной тому — частая сменяемость руководителей. Сегодня все проблемы, которые я перечислил, можно решать. Деньги у государства уже есть, главное — желание.
— Все ли сегодня государство делает для того, чтобы ликвидировать катастрофические последствия стихии?
— В целом хочу сказать, что как Президент, так и правительство среагировали на данную проблему мгновенно. Это очень хорошо, что Верховная Рада выделила около 6 млрд. гривен на ликвидацию последствий стихии. Такого еще никогда не было, подобной суммы государство не выделяло. Это вселяет веру пострадавшим в то, что они не остались наедине с бедой. Центральная власть среагировала очень быстро, при этом подключила и все местные администрации, частных предпринимателей. Все это хорошо и похвально, но лучше это делать своевременно, безопасность государства должна обеспечиваться заранее.
— Как обеспечить прозрачность использования выделенных средств?
— Выделенные средства однозначно должны попасть по месту назначения, на строительство домов пострадавшим, на строительство дамб, мостов, укреплений и т. д. Специалистами должен быть проведен тщательный анализ последствий стихии для того, чтобы средства пошли целенаправленно и только по назначению. Контроль также должен осуществляться общественными организациями на местах, правительством.
Очень важно, чтобы сегодня были созданы конкретные программы для планового распределения ресурсов, программы, которые в дальнейшем предотвратили бы подобные последствия. Должны быть привлечены специалисты со всей Украины, должны создаваться специализированные отряды по ликвидации последствий. В целом подход должен быть профессиональным, теперь уже — в проведении восстановительных работ.
СПРАВКА «Дня»
Василий Васильевич Дурдинец — генерал внутренней службы Украины, почетный профессор Национальной академии внутрених дел. Бывший народный депутат, первый заместитель председателя ВР Украины, вице-премьер-министр по вопросам государственной безопасности и чрезвычайных ситуаций, первый вице-премьер-министр Украины, исполняющий обязанности премьер- министра Украины, директор Национального бюро расследований Украины, министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.