Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вечный оппозиционер

28 апреля, 2000 - 00:00

На киностудии «Контакт» по заказу Фонда развития искусств снят фильм о Павле Загребельном, который называется «Сонет 29».

Уже само название позволяет предположить, что картина ничего общего не имеет с так называемыми «датскими» фильмами, снятыми по случаю, к дате. К счастью, во время просмотра убеждаешься: так оно и есть. Впрочем, самого Павла Архиповича представить в роли главного персонажа подобного кино было бы весьма затруднительно. Как сказал о нем на премьере Николай Жулинский, Павло Загребельный — это тот интеллигент и художник, который всегда находится в оппозиции — нормальной, конструктивной, подразумевая в том числе и то, что писатель всегда имеет свою позицию, свое кредо.

Вот об этой самой позиции, творческой и жизненной, и рассказывает в фильме сам Павел Загребельный. Впрочем, здесь надо сразу оговориться: картина начисто лишена пафоса, даже намека на глянец. Например, сам Павел Архипович, рассказывая, как он пришел к исторической прозе, не без иронии признается: я дезертировал от острых проблем современности в прошлое. Но мы-то, читатели, знаем, что о каком бы туманном прошлом он ни писал, Загребельный остается одним из самых современных писателей. Этот фильм, по сути, монолог писателя: неспешный, раздумчивый, с юмором, с неожиданными житейскими откровениями, порой кажущийся даже несколько приземленным. Ан нет: оказывается, монолог о себе и, конечно, о времени, которое отнюдь не щадило героя фильма, как, впрочем, не щадило и всех его ровесников, рожденных в первой половине 20-х годов. Чтобы понять, что выпало на их век, авторы (режиссер — Юлия Назаревская, оператор — Николай Мандрич) очень деликатно и изобретательно вкрапляют в ткань повествования Павла Архиповича кадры кинохроники. Они не иллюстрируют буквально его рассказ, но, безусловно, придают ему большую объемность. Правда, надо признать, что Павло Загребельный вполне самодостаточен, и его потрясающе интересный рассказ не нуждается в особых кинематографических изысках, более того — они ему противопоказаны. И надо отдать должное авторам — они, быть может, даже наступив на горло собственной песне, при создании фильма руководствовались принципами: не навреди. Но при этом видно, что и герой картины вполне доверился кинематографистам: его рассказ сдержанный и откровенный, и очень лиричный, поскольку значительная часть фильма посвящена, по сути, истории любви, любви с первого взгляда, от первой их встречи в 1947-м и, как оказалось, на всю долгую жизнь — Павла Загребельного и его супруги. Отсюда и название — «Сонет 29» — это любимый сонет Шекспира Павла Архиповича. Остается лишь добавить, что этим фильмом «Контакт» продолжает начатое в культурологическом проекте «Избранные временем» — рассказывает о выдающихся людях Украины, иногда забытых легкомысленными и неблагодарными потомками. В этой серии вышли фильмы о Лесе Курбасе, Соломии Крушельницкой, Михаиле Булгакове, Серже Лыфаре, Борисе Гмыре... К ней же можно причислить и картину об Анатолии Соловьяненко, которая после показа по ТВ породила новый всплеск интереса к певцу со стороны широкой публики и власти. Увы, случилось это незадолго до его преждевременного ухода. И вот — новая работа «Контакта», который, продираясь сквозь дебри равнодушия, на безденежье все-таки продолжает делать кино.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ