Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Вечный стратегический партнер»

Чего ожидать от визита Путина?
17 марта, 2005 - 20:18
ВЛАДИМИР ПУТИН / ФОТО РЕЙТЕР

Завтра в Киеве ждут президента России Владимира Путина. В последние несколько недель российское государственное руководство воздерживалось от каких-либо публичных комментариев по поводу того, каким образом Москва считает нужным выстраивать отношения между двумя странами. Поэтому понять, с чем именно российский президент едет с рабочим визитом в Украину, трудно. Возможно, этого до конца не знает и он сам, поскольку по состоянию на вчерашний день не было даже завершенной программы визита. Понятным было только то, что для России было принципиально важным, чтобы визит Путина в Киев состоялся до того, как Президента Украины Виктора Ющенко будет принимать в Вашингтоне Джордж Буш. К сожалению, пока что не было никаких свидетельств того, что в Кремле внимательно провели «работу над ошибками». Очевидно, эта задача возлагается на самого президента.

Отношения между Украиной и Россией после завершения президентской кампании в Украине были и остаются чем-то, что стоило бы переписать с чистого листа. Поскольку дела пошли совсем не в том направлении, в котором прогнозировали в Москве, было бы логично, чтобы с предложениями выступила первой именно Россия. Оказалось, что в Москве были к этому откровенно не готовы. Первым свидетельством этого стал визит Ющенко в Москву сразу после его инаугурации. Во время этого визита Путин едва ли не впервые перед телекамерами оправдывался. Кроме банальностей о надежде на плодотворное сотрудничество, тогда ничего больше не прозвучало. После назначения Юлии Тимошенко премьер-министром в России напомнили, что дело против нее закрывать пока что не собираются. Чем, очевидно, также не добавили конструктива. Наконец, сам визит Путина по приглашению Ющенко едва не стал предметом шантажа: российское внешнеполитическое ведомство заявляло, что Путин может и не приехать в Киев, поскольку при его приглашении не был соблюден необходимый протокол. Если бы это произошло, это был бы прецедент — до сих пор на постсоветском пространстве такого не случалось, и сам по себе подобный шантаж (не говоря уже о возможном «не визите») поставил бы Россию в очень неудобную ситуацию. И с авторитетом в мире, очевидно, были бы в таком случае определенные проблемы.

Что касается первых шагов, то случилось так, что Ющенко опередил Путина. Именно он провел встречу с «китами» российского бизнеса, после которой руководитель компании ЛУКОйл Вагит Алекперов заявил, что украинская власть нацелена на конструктивный диалог с российским бизнесом. О подобной встрече в Кремле с украинским бизнесом пока что никто ничего не слышал. Зато удивительным образом в Кремле нашли время встретиться с такими выдающимися представителями украинской политической жизни, как Дмитрий Корчинский и Наталья Витренко. До конца не понятно, о чем в Москве говорилось на встречах с экс-премьером Виктором Януковичем. Это было уже слишком демонстративно, чтобы в Киеве были этим довольны и чтобы это, в конце концов, не противоречило здравому смыслу.

Накануне визита Путина в Киеве сделали также несколько примечательных заявлений. Во-первых, первый вице-премьер Анатолий Кинах, который, возможно, будет «ответственным» от Украины за ЕЭП, сказал, что Украина предложит России отменить ограничения в рамках зоны свободной торговли с 1 июля.

Во-вторых, премьер-министр Юлия Тимошенко высказалась в пользу участия Украины в ЕЭП (там, где это соответствует украинскому законодательству) — но без того, чтобы предоставить России право решающего голоса.

В-третьих, Президент Ющенко вдруг заявил, что нефтепровод Одесса — Броды пока что должен функционировать в «реверсном» режиме — пока не будет построена «ветка» до Польши (на что уже выделены средства из кредита «Дойче Банка»).

Наконец, Виктор Ющенко не ставил никаких условий по поводу своего участия в праздновании 60-й годовщины Победы в Москве. Таким образом, и здесь — теоретически, козыри на руках у Киева. Другой вопрос — как ими смогут распорядиться. Ведь и у Москвы есть свой раздражитель — Березовский, который не только заявил, что собирается в Киев, но и приступил к реализации задуманного (виза уже якобы оформляется, народный депутат Волков уже заявил о готовности принять Березовского). Другой раздражитель — вопрос СНГ. Месяц назад в Киеве вернулись к старой формуле времен первого срока Леонида Кучмы — Содружество себя как инструмент сотрудничества исчерпало, неэффективно, и необходимости в его существовании в Киеве не видят. Наоборот, для Москвы СНГ создает иллюзию управления процессами на постсоветском пространстве. Даже при условии, что это не так — а события в Грузии и Молдове это очень хорошо иллюстрируют — от иллюзий отказываться очень болезненно.

Затем — вопрос Приднестровья. Ющенко заявлял в Германии, что Украина скоро выступит с собственными предложениями по разрешению проблемы. Все последние годы сохранялось впечатление, что именно Москва при полном невмешательстве международного сообщества (ОБСЕ — не считается, поскольку эта организация не имела никаких инструментов настоящего влияния) делала все возможное для того, чтобы ситуация оставалась неурегулированной максимально долго, и таким образом, под угрозой была не только территориальная целостность Молдовы, но и национальная безопасность Украины (другой вопрос — в чьих интересах в самой Украине эта ситуация была и остается). Совершенно очевидно, что любые попытки Киева повлиять будут восприняты по меньшей мере негативно и вызовут какие-то действия в ответ. Если же к приднестровской проблеме действительно удастся привлечь серьезное международное внимание, то не стоит исключать, что кроме сопротивления будут предприниматься и попытки мести. Это то, к чему стоило бы быть готовым и чего точно не скажет президент Путин ни перед телекамерами, ни в частной беседе.

Кроме того, есть вопрос «международного консорциума», где взгляд Киева, представленный недавно Ющенко в Германии, может существенно не совпадать и с версией Москвы, и с договоренностями между российской верхушкой и бывшим украинским руководством.

Вопрос, действительно ли Москва может предложить Украине что-то достойное внимания, актуален. Таких предложений могли бы быть тысячи. Совместные проекты в разработке нефтяных и газовых месторождений, совместные транспортные проекты, фестивали, дни знакомств для бизнеса. Форумов до сих пор на самом деле хватало, не хватало нормальных отношений и нормального сотрудничества между двумя странами, которые бы базировались на интересах не отдельных групп и лиц, а стран. От одного визита Путина прорывов не наступит, однако будет понятно, есть ли у сторон настоящая воля до нового начала. В любом случае украинско-российский диалог должен быть, и он должен быть интенсивным. Пока что инициатива на стороне Киева, но стратегическое видение отсутствует у обеих сторон, стереотипы и ограниченное мышление очень многих часто мешает трезво оценивать реалии и, по крайней мере, делать выводы из ошибок. Это касается не только Москвы.

КСТАТИ

Президент Украины Виктор Ющенко намерен предложить Владимиру Путину подписать соглашения об упрощенном получении гражданства и пересечении границы, сообщают «Українські новини». Украинский Президент не исключил обсуждение вопроса о реадмиссии (возврате нелегальных мигрантов в страну, из которой они прибыли). По словам Ющенко, ежегодно из России в Украину попадает около 9 тыс. нелегальных мигрантов. Также Ющенко намерен обсудить с Путиным функционирование газотранспортного консорциума, зону свободной торговли в рамках Единого экономического пространства, сотрудничество в сфере высоких технологий, сообщили в пресс-службе Президента.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ