Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Вепрь» в Киеве

Украинский автомат ищет рынки сбыта
29 августа, 2003 - 00:00

Курсирующая не первый месяц информация о том, что где-то на территории Украины каким-то из двадцати специализированных конструкторских бюро разрабатывается модернизированный автомат Калашникова, получила вчера конкретное подтверждение. Директор Научного центра точного машиностроения Александр Селюков (он же разработчик) с «Вепрем» в руках предстал перед журналистами. Забегая наперед, заметим, что где и кем был произведен этот, еще не прошедший все технические испытания, образец автоматического огнестрельного оружия ни от А. Селюкова, ни от независимого эксперта (насколько можно судить, близкого к МВД) Сергея Галушко узнать так и не удалось. Сам господин Селюков заявил, что, чтобы поставить «Вепря» на поток, потребуется еще $500 тыс.

Впрочем, не только это суть важно. Представителей российских СМИ, к примеру, гораздо больше беспокоило соблюдение «прав интеллектуальной собственности» украинскими разработчиками. И, что также понятно, элементы схожести с известным АКМ-74. Как выяснилось, отличительного у «Вепря» от «калаша» приблизительно столько, сколько подобного. Принципиальные преимущества украинского автомата следующие: весит «Вепрь» на 200 грамм меньше; у него нет 43 деталей, которые имеются у АК, и приклада; его длина меньше — в се это делает «Вепрь» удобнее при использовании в ближнем бою. Рассчитанный на 30 стандартных патронов (5,45 на 39 мм) магазин расположен за рукояткой и спусковой скобой, что позволяет пользоваться автоматом одной рукой. Сама рукоятка располагается в центре тяжести «Вепря», что существенно уменьшает отдачу и позволяет стрелять не просто короткими очередями, а еще и кучно —решена проблема увода ствола вправо и вверх. Система прицеливания включает в себя три составляющих (прицел-мушка, диоптр и калиматор), оставляя возможность присоединения на боковую планку оптического прицела. После нехитрых манипуляций «Вепря» легко «приспособить» под левшу (а значит — по теории тактики ближнего боя — оперативники могут окружать дом с террористами с двух сторон, а не только с правой). Накладка ствольной коробки идет, практически, по всей длине ствола, что вполне уберегает стрелка от ожогов...

К плюсам «Вепря» можно отнести и то, что, «утопив его в грязи», из него, как и из «Калашникова», можно стрелять. К минусам — попадание в цель после этого совсем не гарантировано ни для первого, ни для второго автомата. Отметим, что стоит украинский автомат порядка 100 долл. США. Вывод, что АКМ обрел еще одного серьезного конкурента на рынках огнестрельного оружия, таким образом, пока преждевременен. По информации Центра исследований армии, конверсии и разоружения, на этих рынках (общим официальным объемом от $4 до 6 млрд. в год) в мире работает около 1000 компаний. 70% мировых объемов продаж приходится на оружие американского и европейского производства. То есть рынок достаточно плотный. Предположительно, «Вепрь» может рассчитывать пока только на Среднюю Азию, Африку и Латинскую Америку (не считая, естественно, Украины). Два последних региона, очевидно, весьма проблематичны для рыночного завоевания. Есть основания полагать, что, скажем, в Западной Африке уже имеется около 6 млн. единиц огнестрельного оружия (причем 60% находится на руках у гражданского населения). А, как рассказывали корреспонденту «Дня» информированные люди в Сьерра-Леоне, автомат там стоит около $20. Таким образом, более чем вероятно, что «Вепрю» в африканских джунглях делать нечего.

Пока бизнес-расчет разработчиков строится на крупном заказе («на несколько десятков тысяч автоматов», что уже рентабельно, поскольку сама разработка обошлась в $100 тыс.). И, судя по всему, рекламе, которую могут дать вооруженные «Вепрем» украинские миротворцы и пограничники.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ