С первым визитом вчера в Киеве находился Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Поскольку его пребывание носило прежде всего ознакомительный характер, на какую-либо конкретику от его встреч никто не рассчитывал. Важными были тональность и акценты, с которыми делал свои заявления генсек. Не меньшую роль играл личностный фактор и впечатления Схеффера от поездки в Киев. Судя по всему, представителю НАТО весенний Киев понравился. Он уверенно заявил, что это только его первый визит в Украину, однако далеко не последний. В частности, Схеффер сообщил о приглашении министра иностранных дел Константина Грищенко покататься зимой на коньках, а это «для голландца — вторая жизнь». Как известно, до того как стать генсеком НАТО, Яап де Хооп Схеффер занимал должность министра иностранных дел Нидерландов.
В своем обращении после встречи в украинском внешнеполитическом ведомстве генсек отметил, что Альянс «придает огромное значение стратегическому партнерству между НАТО и Украиной». По его словам, стороны имеют «хорошие отношения, но они могут стать еще лучше». Он сообщил, что вчера как раз речь шла о тех принципах, которые могут улучшить взаимодействие Киева и Брюсселя. Схеффер обратил внимание на практический вклад Украины в установление мировой безопасности — в частности, он отметил участие наших миротворцев в Ираке и Косово. Константин Грищенко в свою очередь проинформировал натовского гостя о рассмотрении документов, важных для обеспечения эффективного взаимодействия Киева и Брюсселя. Он сообщил, что вскоре ожидается ратификация меморандума об использовании украинской военно-транспортной авиации.
Одно из главных сигналов генсека, между тем, сводился к тому, чтобы Украина «уделяла должное внимание» таким ценностям, как демократия, верховенство права и свобода масс-медиа. «НАТО — это организация, которая базируется на общих ценностях, и на протяжении своего существования Альянс отстаивал такие ценности», — подчеркнул Схеффер. Очевидно, именно от этих чувствительных для Украины направлений будет зависеть как возможность проведения заседания Комиссии Украина — НАТО (КУН) во время Стамбульского саммита 28—29 июня, так и уровень представительства на нем. Дипломаты отдельных государств, входящих в НАТО, намекали, что КУН может не состояться по разным причинам. Одни связывают подобное развитие с предвыборной ситуацией в Украине, другие — с неопределенностью повестки дня на саммите Альянса. Не исключено, что он будет полностью посвящен иракской тематике, а потому участники встречи могут просто отказаться от переговоров в особом формате (как в случае с Украиной и Россией). Схеффер сообщил, что во время переговоров стороны «коротко коснулись» темы Стамбульского саммита. «НАТО — организация, которая работает на основах консенсуса, а потому это решение будут принимать все члены», — заметил генсек, сообщив, что «на сегодня решение об уровне заседания КУН в рамках Стамбульского саммита еще не принято». Однако генсек подчеркнул, что встреча на высшем уровне вполне возможна: «Как Украина, так и НАТО могут создать такие условия, которые позволят Украине участвовать на этом форуме на высшем уровне». При этом Схеффер заметил, что позитивное решение этого вопроса «не только в руках НАТО, но — и в руках Украины».
Впрочем, обращает на себя внимание тот факт, что российского президента Альянс дважды пригласил для участия в Совете Россия — НАТО. Это при том, что Москва даже не скрывает своего негативного отношения как к расширению организации, так и к усилиям Киева на пути евроатлантической интеграции. Чего стоит только известная реакция «источника» российского дипведомства на ратифицированный Украиной меморандум о быстром допуске сил Альянса... Брюссель, похоже, не обращает на это — по крайней мере публично — внимания. Правда, вчера генсек отметил исключительное право других государств принимать даже те решения, которые у Кремля могут вызывать дипломатическую аллергию. «Абсолютно очевидно, что 26 государств, которые сегодня являются членами НАТО, а также Украина как суверенное государство могут подписывать те документы, которые считают необходимым подписать», — отметил вчера Схеффер. «Я уверен, что Россия с пониманием относится к этому», — оптимистически высказался брюссельский гость.