Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Визит патриарха — день второй

Людмила ФИЛИПОВИЧ: Пока что все выглядит так, будто на нашей территории не гость из России, а хозяин, осматривающий свои города, села, поля...
28 июля, 1996 - 20:03
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Первый день визита предстоятеля РПЦ Кирила в Киев был очень насыщенным — был проведен пакет мероприятий и встреч, в частности, молебен на Владимирской горке, встреча с Президентом Украины Виктором Ющенко, почтение памяти жертв Голодомора 1932 — 1933 годов, литургия в Киево-Печерской лавре, встреча с премьер-министром Юлией Тимошенко. Среди мероприятий было и заседание Священного Синода Русской православной церкви под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который впервые прошел в Киево-Печерской лавре.

По словам главы Синодского информационного отдела РПЦ Владимира Лейгоды, на заседании были утверждены уставы двух синодских отделов, устав общецерковной аспирантуры РПЦ, дана оценка мировому экономическому кризису, заслушано сообщение святейшего патриарха Кирилла о визите в ряд епархий Русской православной церкви. Но, как оказалось, раскол украинского православия не рассматривался, а тем более, создание украинской поместной церкви. Возникает вопрос — почему тогда заседание Синода прошло именно в Киеве, если никакая проблема УПЦ не была рассмотрена?

Хотя во время возложения цветов к мемориалу жертвам Голодомора патриарх Кирилл, комментируя слова Президента о поместной церкви в Украине, сказал, что «эта церковь, господин Президент, существует. Есть поместная церковь в Украине, если бы ее не было — не было бы сегодня Украины». Возникает второй вопрос — чем тогда является «поместная церковь» и какая из них в Украине самостоятельная? Ведь государство Украина сегодня есть, но вместе с тем есть и Украинская православная церковь Московского патриархата, и Украинская православная церковь Киевского патриархата, и Украинская автокефальная православная церковь, и все они живут отдельно.

Таким образом, как говорил в комментарии «Дню» религиевед Мирослав Маринович (читайте газету за 28 июля, № 129), патриарх Кирилл приехал в Украину для того, чтобы «застолбить участок». Подтверждением тому служит проведенный Синод и высказывание предстоятеля РПЦ о поместной церкви. Кроме того, в этот же день в Москве профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в эфире «Эха Москвы» в качестве в подтверждения говорит: «Украинский политикум должен понять очень простую формулу: либо поместная церковь, либо великая Украина. Выбор стоит именно так. То есть Украина в ее нынешних границах — это очень пестрое этно-конфессиальное образование... Если нет, если ставка — тупо всех заасфальтируй, и у нас будет единый язык, единое мировоззрение, единая религия, — ребята, вы сами напросились на гражданскую войну». Во-первых, это говорит протодиакон; а во-вторых, такое высказывание показывает, насколько российские православная церковь и власть — едины.

Второй день визита — 28 июля — начался с литургии, которую проводил сам патриарх в Киево-Печерской лавре по случаю дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. А тем временем под стенами Лавры собрались сторонники и противники визита предстоятеля РПЦ. Против приезда главы Русской православной церкви Кирилла протестуют представители Украинской народной партии и Конгресса украинских националистов. Около сотни людей стоят вдоль улицы Ивана Мазепы с транспарантами с лозунгами: «Украина — не Россия», «Украина — независимое государство!», «Украина — не вотчина империи», «РПЦ — служи Господу, а не Кремлю». Вместе с тем в Киев, как и в первый день, приезжали тысячи паломников со всей Украины для того, чтобы увидеть московского патриарха и помолиться вместе с ним.

Патриарх киевский и всея Руси-Украины Филарет призывал верующих УПЦ (КП) к толерантности — отказаться от акций протеста по случаю приезда в Украину предстоятеля Русской православной церкви. А комментируя слова патриарха Кирилла о поместной церкви в Украине, патриарх Филарет сказал: «Говоря о единой поместной церкви в Украине, Кирилл имел в виду Русскую православную церковь, но нам в Украине нужно иметь свою поместную православную церковь... Все, что строится на неправде, рано или поздно будет разрушено, ведь Господь терпит некоторое время... Кто говорит, что с ним Бог, а на самом деле Божьи заповеди не выполняет, не любит своих братьев и сестер, с тем Бога нет».

В этот же день Украинская православная церковь Киевского патриархата провела Крестный ход по случаю Дня крещения Руси-Украины. Несколько тысяч представителей духовенства и верующих растянулись от Владимирского собора вдоль бульвара Тараса Шевченко и Владимирской улицы в Киеве. Крестный ход завершился на Владимирской горке — собралось близко 4 тысяч представителей духовенства и верующих. Здесь возле памятника равноапостольному князю Владимиру патриархом Филаретом была проведена праздничная литургия.

КОММЕНТАРИЙ

Людмила ФИЛИППОВИЧ, доктор философских наук, профессор, заведующая отделом проблем религиозных процессов в Украине Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины:

— Цель приезда патриарха Кирилла в Украину — это общение со своими верующими: посещение около тридцати украинских городов и сел, обращение к прихожанам УПЦ (МП), ведь он считает ее своей церковью. Первые шаги предстоятеля РПЦ в Украине уже могут дать определенные основания говорить о последствиях его визита. Тот дух, который заложен в визит, выполняется, но уже сейчас настораживают определенные факты политических коннотаций, о которых говорили, что им не должно быть места. Из того, что говорил патриарх за эти два дня, мы можем отметить следующее: возможно, это наивно ожидать от русского патриарха, но пока что не было ни одного обращения на украинском языке. Давайте вспомним другие визиты высокопоставленных духовников, которые взяли на себя труд обратиться на родном для украинцев языке. Я уже не говорю о государственных деятелях — это вообще считается шиком, хотя бы два предложения произнести на родном языке принимающей стороны.

Потом меня, например, насторожила фраза о том, что Киев рассматривается как «южная столица русского православия». То есть, нас собираются вернуть к тому состоянию, когда Украину рассматривали не как независимое государство, а как «южную Россию». Я, например, не ощущаю причастности к «южной России» и думаю, что каждый украинец является сегодня гражданином независимой Украины. Следующее мнение патриарха — это изречение о том, что Днепр является общим местом крещения трех братских народов. Но известно, что на то время, никаких братских народов не было, а был только один народ Руси. Это она потом уже стала Киевской, благодаря нашим московским братьям. Меня также насторожила и определенная самоуверенность, с которой патриарх московский сказал нашему «пану Президенту, что в Украине есть поместная православная церковь» и ее модель никак не совпадает с украинской моделью, которую стремился представить Президент Ющенко.

Посмотрим, как дальше будут развиваться события, но пока все выглядит так, что на нашей территории не гость из России, а хозяин, который осматривает свои города, села, поля, владения с тем, как было заявлено, чтобы «внимательно слышать и слушать». Но, к сожалению, в этом желании диалога, его реализация далекая от заявленных месседжей. Если ты хочешь внимательно слушать и слышать, нужно хотя бы пригласить тех, кто может предоставить весь спектр украинских настроений и ожиданий, а он вместо этого представлен только одной стороной — УПЦ (КП). Я не уверен, что в пределах этой церкви будет высказано несогласие некоторых других украинских церквей относительно тех скрытых целей, которые имеет патриарх, прибыв в Украину.

Если честно, то смотря на все, происходящее сейчас, мне это напоминает не визит лидера, например, западного демократического мира, а царский вояж, в вотчине которого находится большое количество людей. И Синод РПЦ, который был проведен в Киеве, где решались не украинские, а российские проблемы, лишнее тому подтверждение. «Казачки», которые приехали защищать патриарха — неизвестно вообще с какой целью находятся в Украине. Мы обещали безопасность патриарху московскому, и мы ее предоставили — около шести тысяч людей его охраняет. Я думаю, что патриарх все-таки, невзирая на свою европейскую образованность, пока что демонстрирует типично русский (азиатский) подход к стране, которую необходимо уважать хотя бы потому, что она является независимой. Невозможно утвердить духовное единство, если ты не уважаешь иную другую точку зрения и не видишь ее достоинство, а достоинство это присутствует более 15 лет. Украинские церкви, не все, но демонстрируют преданность идее автокефальности.

Мне кажется, что с этим приездом идея единой поместной церкви еще больше отдалилась от украинцев, чем было до этого. Визит патриарха явно демонстрирует тот факт, что есть вассалы, а есть сюзерены, поэтому вряд ли мы получим автокефальность от рук патриарха московского. Нам следует отнестись к этому визиту достаточно сдержанно и рассматривать его в списке других визитов, которые уже были, например, Папы Римского, патриархов других православных церквей и будут еще, при этом твердо отстаивать свой интерес.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ