Сегодня завершается визит Леонида Кучмы в страны, являющиеся составными «Великого Шелкового пути» — Грузию и Узбекистан. Они всегда декларируют дружественные отношения с Украиной, хотя и имеют далеко не совсем однородный уровень сотрудничества. У них сравнимые экономические интересы, однако несколько разные внешнеполитические приоритеты. Грузия — активный участник экономического объединения ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова). Узбекистан приостановил летом свое участие в некоторых мероприятиях этой организации, что вызвало сомнения в светлом будущем ГУУАМ вообще. Грузия отстаивает идею транспортировки энергоносителей из Каспия в Европу через Украину и демонстрирует всяческую заинтересованность в развитии черноморского региона. Голос Узбекистана здесь мало заметен. При этом и грузинский, и узбекский президенты всегда проявляли особую симпатию и к Украине, и к ее Президенту. В узком кругу Шеварднадзе и украинский президент не раз пели грузинские песни, а Ислам Каримов как-то заявил, что готов с Леонидом Даниловичем даже в разведку пойти...
Одно из первых заявлений, которое лидеры Украины и Грузии обнародовали во время этого визита, касалось намерений двух стран присоединиться к Европейскому Союзу и НАТО. Леонид Кучма считает, что Тбилиси и Киев должны тесно сотрудничать, чтобы воплощать свои евроатлантические стремления. А сенсацией президентской пресс-конференции стало заявление Эдуарда Шеварднадзе, разтиражированное едва ли не всеми мировыми (особенно — русскими) масс-медиа. Грузинский лидер высказал предположение, что Украина и Грузия станут членами НАТО уже во время следующей, третьей волны расширения Альянса.
Визит Леонида Кучмы в Узбекистан завершается сегодня. В НАТО Ташкент до этого времени не стремился, а поэтому от Каримова громких евроатлантических пассажей ожидать не следует. (Хотя присутствие на территории этого государства американских войск рано или поздно может стимулировать узбекское руководство к переоценке внешнеполитических приоритетов). Интересы Киева здесь состоят, в первую очередь, в том, что Украина — третий по объемам торговый партнер Ташкента. И это — не предел. Украинские компании давно высказывали желание работать на нефтегазовых месторождениях Узбекистана на концессионной основе. Не исключена, кстати, и возможность приглашения Узбекистана к участию в консорциуме по транспортировке каспийской нефти в Западную Европу.
В стратегическом плане Грузию, Узбекистан и Украину до недавнего времени объединяло участие в ГУУАМ. Хотя Узбекистан не только прекратил участие «в отдельных проектах», но и не подписал соглашения ГУУАМ о свободной торговле. Создание в рамках ГУУАМ эффективного транспортного коридора Центральная Азия — Кавказ — Европа открыло бы новые возможности для выхода азиатских товаров на западноевропейский рынок, а украинских — на азиатский. Пока что осовремененный «Великий Шелковый путь» остается только мечтой. Вполне вероятно, что Кучма попробует привлечь Каримова на «гууамовский» путь. И самой большой сенсацией с узбекской стороны, очевидно, было бы заявление о восстановлении своего полного членства в ГУУАМ.