Всем хорошо известно отношение еврейского народа к книгам, к собственной истории и исторической памяти в целом. Почему бы не поучиться многим украинцам, и в первую очередь тем, кто претендует на звание политической элиты страны.
И очередным подтверждением трепетного отношения евреев к печатному слову стала позавчерашняя презентация в «Украинском доме» книги «Синагоги Украины» — первого издания пятитомной серии «Єврейська духовна спадщина України», осуществляемая в рамках культурологического проекта «Евреи. Мудрость, пронесенная через века». В этой книге рассказывается о синагогах больших городов и еврейской жизни в штетлах через призму духовных и культурных ценностей, по праву принадлежащих еврейскому народу, — одному из равноправных народов Украины.
Открывая презентацию, посол Государства Израиль в Украине Реувен Дин Эль отметил, что в течение нескольких лет он обдумывал идею создания книги, где можно было бы рассказать о культуре и духовности еврейского народа, который десятки веков проживает на территории Украины, о людях, являющихся гордостью нации. И очень рад, что его мечта стала реальностью.
«Самое главное, — подчеркнул посол, — объяснить, что у украинского и еврейского народов в определенной степени была одна судьба. Что, начиная с четвертого века, между нашими народами были хорошие отношения, развивалось искусство, и основой всего этого была данная местность. И если эта идея проникнет, то мы поймем, что у нас общая судьба».
Между тем руководитель культурологического проекта «Евреи. Мудрость, пронесенная через века» Ян Эпштейн отметил, что основная цель публикации этой серии книг, второй том которой будет посвящен праведникам, третий и четвертый — синагогам Бродского и синагогам на Подоле, а пятый —артефактам, заключается в визуализации того, чего не видно. «Мы хотим, чтобы история еврейского народа была известна не только людям старшего поколения. Мы уйдем, а все это останется», — отметил Эпштейн.
Как бы подтверждая значение книги для евреев, главный раввин Украины Моше Реувен Асман в своей короткой речи сказал: «Благодаря Торе мы выживаем. Эта книга говорит: из Торы я вышел». Раввин также добавил, что родина хасидизма — это Украина, где жили и творили многие еврейские праведники, каббалисты, и именно эта земля создавала этих людей.
Главный раввин Киева Александр Духовный, выступая на прекрасном украинском языке, выразил надежду, что Украина будет защищать права национальных меньшинств, в то же время сохраняя внутри себя украинское. «Мы надеемся, что наследия, которое Украина подарит миру, будет большим, всемирным, и это будет наследие всех народов, проживающих здесь», — отметил он.
Со своей стороны, выступая от имени Президента, его советник Анна Герман отметила, что власть проводила политику обеспечения одинаковой трактовки людей и национальностей. Она считает, что еврейскую и украинскую культуру невозможно разделить, приводя при этом такой аргумент, что никто не умеет так плакать, как украинцы и евреи, никто не умеет так выживать, как украинцы и евреи. Герман заявила, что еврейское наследие в Украине мы сохраним.
Следует отметить, что презентацию книги, в ходе которой короткие выступления чередовались с выступлениями артистов Надежды Крутовой-Шестак, Яна Табачника и его жены Татьяны Недельской, не совсем толерантно вел ведущий, тележурналист ГТРК «Крым» Борис Левин. В частности, представляя посла Украины в Израиле Геннадия Надоленко, господин Левин сказал, что, наконец, власть думает реалистичными категориями. А во-вторых, он заявил, что такое событие — проведение этой презентации — вряд ли было бы возможно пять лет тому назад, во время помаранчевой власти. Как позже в разговоре сказал Александр Духовный, сидевший рядом с поэтом Иваном Драчом, они оба «подскочили» при этих словах. Раввин, родившийся в Киеве, объяснил, что прекрасно знает украинский язык, потому что в свое время, когда во времена правления Щербицкого было модным отказываться от уроков украинского языка, его мама сказала — нельзя не знать язык земли, на которой ты живешь. Сама же его мама, по словам Духовного, мудрая женщина, в свое время спаслась от немецких концлагерей благодаря украинскому языку.
Вышеприведенные слова ведущего являются свидетельством того, что немало украинских журналистов, которые получают звание заслуженных, на самом деле находятся в каком-то историческом плену. И абсолютно не умеют учиться у тех же евреев, которые говорят, что без знания истории нет будущего.