В последнее время практически в каждой семье появился новый ритуал — собираясь возле телевизора, прогнозировать возможные сценарии развития иракских событий. Кто-то, насмотревшись в очередной раз на бомбежки, говорит о третьей мировой, кто-то — об экономических последствиях, а кто-то — о возможных экологических катаклизмах. Не удивляются сейчас и телефонному звонку из-за океана, когда на том конце провода просто спрашивают: как дела? Все это стало своего рода симптомом, присущим в последнее время почти каждому. Немецкие психологи с экранов телевизоров настоятельно рекомендуют забыть обо всем и предаваться развлечениям. А пожилых людей и вовсе не допускать к просмотру новостийных программ, так как это способно обернуться для них тяжелыми нарушениями психики и утратой чувства реальности. Ученые из британского университета в Хертфордшире обнародовали результаты исследований, согласно которым по мере приближения начала военных действий в Британии все актуальнее становятся суеверия. Исключение не составляют даже ученые, у которых до недавних пор аргументация в стиле магических влияний вызывала улыбку. Как сообщает Forum, верить в стук по дереву и бояться разбитых зеркал в Великобритании стали теперь на 19% граждан больше.
Эксперты же считают, что эта реакция более чем закономерна. По мнению кандидата психологических наук, главного редактора журнала «Практическая психология и социальная работа», руководителя проекта журнала «Одаренный ребенок» Александра Губенко, война показала зыбкость всего того, что считалось прочными житейскими опорами — веры в завтрашний день, в незыблемость мещанского благополучия и стабильности. Для многих людей, по словам А.В.Губенко, становится очевидным несостоятельность языческого архетипа силы, который с некоторых пор приобретает черты доминанты мировой политики и состоит в преклонении перед грубой силой, как методом установления нового миропорядка. И яркий пример тому — антивоенные митинги, которые являются протестом против экспансии силы.
Сознание людей, столкнувшись с ненадежностью привычных житейских представлений, ищет опоры в высших духовных ценностях, но некоторые защищаются от страха перед окружающей действительностью путем ритуальных действий и магических фетишей, обеспечивающих иллюзорную безопасность.
Вместе с тем, эскалация агрессивных методов политики свидетельствует о том, что не все могут устоять перед искушением собственным могуществом. В результате происходит как бы индуцирование, заражение жестокостью, когда жестокость террористов провоцирует ответную жестокость антитеррористической коалиции, что , в свою очередь, приводит к новой эскалации насилия. Создается замкнутый круг насилия и жестокости, прорвать который может только сдержанность и христианское милосердие.
И вполне понятно, что — осознанно или нет — люди ищут поддержки свыше. Это, по словам В. Губенко, даже своего рода позитивное следствие происходящих мировых катаклизмов.
В вопросах психологического комфорта — даже, скорее, дискомфорта — Украина не осталась на обочине. По данным социологов, 70% наших соотечественников испытывают страх, что эхо «шока и трепета» докатится и до нас. Не обобщая пока на уровне нации, психологи фиксируют обострение разного рода маний и панических страхов. Как рассказывает практикующий психолог Игорь Зубаев, на днях к нему пришла клиентка и рассказала, что панически боится за судьбу своего ребенка, из-за чего в последнее время страдает бессонницей. «Мой муж, пережив Афганистан, до сих пор убивает по ночам людей, — говорила она. — Ему снятся кошмары, а в последнее время он почти ни с кем не разговаривает».
Именно популяризации таких визитов опасаются сейчас отечественные психологи, а усугубляет ситуацию «союз» ментальных особенностей украинцев с нынешними условиями. По словам кандидата психологических наук Ирины Головневой, уровень тревожности у нас существенно повышен. И не секрет, что причиной тому как эмоциональность и склонность к драматизации, так и пережитые Чернобыль и Скнылив. Уже сейчас, сравнивая результаты нынешних социологических исследований с теми, что проводились в середине 90-х, видно, что украинцы становятся большими фаталистами. И если, скажем, в 1995 году уверенности в собственных силах не хватало лишь 30% опрошенных, то ныне — 35%. В целом же за свое будущее опасаются 72% населения Украины.
Впрочем, последний факт неоднократно демонстрировал и положительные стороны. Страх, неудачи и нестабильность, как известно, всегда объединяли, и отечественная история подтверждает, что «горячие» события способствовали самоидентификации. По словам доктора социологических наук, заведующей лабораторией масс и организаций Института социальной и политической психологии Елены Донченко, вполне вероятно, что, наблюдая за иракскими событиями, украинцы придут к осознанию собственной самодостаточности и обретут наконец-то веру в самих себя. И самое главное — это может поспособствовать трезвому взгляду на вещи и осознанию того, что на самом деле ценно. Так было и раньше, заложенный в ментальности защитный механизм позволял в самые тяжелые моменты истории концентрироваться на своем — и, условно говоря, держаться за свой кусок земли и радоваться каждому дню.