Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вольное племя — в новом «котле»

14 мая, 1999 - 00:00

Об этой страшной и по сути — неизвестной проблеме рассказали киевские цыгане, обратившиеся в нашу редакцию.

Борислав МАРКОВСКИЙ, глава Ассоциации молодых ромов:

— Мы узнали о фактах настоящего геноцида против цыган в Югославии, когда были в Будапеште. Вернувшись в Украину, начали искать пути, чтобы связаться с ромскими общинами Сербии. Телефонные линии разрушены. Правозащитные организации нам ответили, что дома цыган стоят пустые, все «снялись с мест». В поезда, идущие в Украину, ромов не пускают, через Венгрию им тоже «прорваться» невозможно: мотивируют отказ обидным «вы — террористы», хотя все знают, что ромы — пацифисты. В Сараево был у цыган свой университет с громадным архивом, он первый пострадал от этого конфликта. Через МВД Украины в Венгрии мы просили для ромов приюта в нашей стране. Но нам ответили: «Своих цыган в Украине хватает». Кроме того, чтобы государство приняло решение о предоставлении ромам статуса беженцев, нам ничего не нужно. Есть много международных организаций, в том числе — религиозных, готовых помочь им материально. Но государство должно что-то определить для начала. Потому что, когда бомбы летят на головы, мало кто думает о паспортах. А тут им без нужных бумаг придется очень трудно.

Татьяна КОЗИМИРЕНКО, парикмахер:

— У меня есть дочка и сын, двое внуков. Мы готовы потесниться, принять к себе в дом детей и женщин ради спасения. Никогда не боялись тесноты, и дети для нас все одинаковы, хоть ближняя, хоть дальняя семья. В Украине нам живется нелегко, но войны здесь нет. Мы могли бы посодействовать, чтобы сербские цыгане — не важно, мусульмане или православные — быстрее выучили здесь украинский и русский языки, по нашей «цыганской почте» искали бы им родственников.

Раиса НАБАРАНЧУК, поэтесса, пишет на цыганском языке, диалект «серво»:

— У меня есть 19-летний сын, своя квартира. Моя семья не против, чтобы к нам приехали люди из Югославии. В нашем «женском клубе» мы могли бы готовить детей, чтобы они уже осенью пошли в школы, а женщины работали бы по нашей культурной программе. Лишь бы государство разрешило.

В Европе селят цыган, вечных путешественников, не признающих границ, «в местах компактного проживания». Это вольное племя, принимая вероисповедание страны, где живет, остается меньшинством практически везде. Часто — бесправным и презираемым. Как на бытовом, так и на государственном уровне. Ибо цыгане делают все, чтобы сохранился образ народа, живущего по своим специфическим законам, не доступным больше никому. И потому, вольно или невольно — провоцируют неприязнь. Живут в рассеянье, собираются на свои некалендарные праздники, мигрируют, несмотря на резервации, осуждают смешанные браки как отступничество и, прося милостыню на людях, очень редко просят помощи у власть имущих. И в нашем государстве их проблемы задевают за живое многих. Но можно ли решить их вообще?

Например, страх перед цыганами-обманщиками. Ими, насколько я могу судить по бесхитростным рассказам своих детей, и сегодня еще пугают в детсадах наравне с бабаем и милиционером, бабой-ягой и волком. Страх этот порождаем, кроме суеверного ужаса перед цыганской способностью к гипнозу и разным внушениям, немалой долей брезгливости к их образу жизни. Не помогли ни слезоточивые сериалы «Есения» и «Цыган», ни многочисленные интерпретации рассказа о страстной Кармен и редкие постановки пушкинской поэмы. То, что стоят уже памятники цыганам в Бухенвальде и Бабьем Яру (фашизм подверг геноциду их наравне с евреями) — все еще остается за чертой стойкого стереотипа. Поскольку логика их поступков необъяснима ни формами культуры, ни обычаями цивилизованного совместного проживания, цыгане — истинно «другие». И потому почти во всех странах, включая и нашу, их стараются не называть собственным именем — «рома».

Бытовая настороженность порождает и более сложные проблемы. Прежде всего — правовые. О них рассказала юрист-правовед Светлана ДАВЫДА , которая уже много лет занимается проблемами ромов:

— Исподволь, незаметно, однако продолжает в нашем обществе существовать «охота на ведьм». К ним принадлежат и ромы. Их третируют и дразнят в школах, иногда занижая оценки, стараются «отсеивать» при поступлении в государственные и на платные отделения коммерческих вузов, на работу не принимают, даже если с ними приходит юрист. Наша паспортная система не соответствует международным нормам и стандартам, поэтому людям без прописки, каковыми часто являются ромы, невозможно обратиться за защитой своих гражданских и юридических прав, легально заниматься частным предпринимательством. А в последние годы они часто становятся сами жертвами юридических афер, подписывая по незнанию документы, которые касаются собственности ромов.

Согласно определению Совета Европы (резолюция 563 за 1969г.), ромы имеют статус кочевников. Однако нашему государству не выгодно их такими признать, поскольку тогда необходимо их обустраивать, создавая постоянные места стоянок таборов, открывая школы. А наша милиция их просто вывозит, выгоняет. ВР никогда не занималась этой проблемой, хотя от государства нужна не столько денежная помощь, сколько закрепление статуса.

Вокруг Киева сейчас размещены четыре табора, которые и в страшные морозы не хотели отдавать своих детей в городские семьи ромов, потому что считают: дети разделяют судьбу родителей. Рожденные в лесу, без всяких свидетельств, они моментально окажутся в детских домах, которых цыгане боятся больше смерти. В органах опеки и попечительства, где я бывала по таким случаям, отвечают часто: «Цыгане не могут нормально воспитывать детей». Негативный стереотип подогревается и СМИ. К примеру, в криминальной хронике МВД никогда не указывается национальность воров, кроме как ромов. На улицах мы также в первую очередь видим цыган, которые занимаются как работой попрошайничеством или гаданием, их в последнее время становится все больше. А украинцев, занимающихся этим, — намного больше, но их предпочитают не замечать. Однако существует и ромская интеллигенция. Не только певцы и актеры, например, театра «Романс», но и люди, которые получили уже во втором поколении высшее образование. Их не так уж и много. Есть и средний класс — те, кто хочет учиться, не хочет оказаться на улице, таких намного больше.

В Украине большинство ромов живут оседло. Однако сейчас пошел обратный процесс, связанный с обнищанием. Основная часть проживает дисперстно, есть и целые поселения — в Закарпатье, Измаиле, Сороках. Там ромы живут компактно, одним районом, что позволяет создавать школы для ромов. В Ужгороде — своя школа, недавно вышла первая ромская газета. Но это не спасает всех. В Украине нет учебников ромского языка, где существует четыре диалекта и три сленга, а импортные очень дороги — 50—60 гривен. Сейчас совместно с Национальным директоратом образования Финляндии мы работаем по переводу методик преподавания ромского языка.

Самое плохое — во взаимном недоверии. Ромы никогда, даже людям, с которыми работают годами, не расскажут полной правды о своих проблемах. А кое о чем будут молчать еще очень долго.

P. S. Несмотря на такой «букет» собственных проблем, цыгане Украины согласны принять в свои семьи ромов-беженцев из Югославии. Пока что им официально отвечали — «не желательно».

Мало кто с оптимизмом смотрит на будущее разобщенных ромских общин. Пойдут ли сами цыгане на интеграцию в общество, смогут ли отстаивать свои права общепринятыми методами, будут ли создавать материальные ценности? Безусловно, цыгане должны постепенно завоевывать симпатию народов, среди которых живут. Но и наше общество обременено немалыми проблемами, в силах ли оно дать национальным меньшинствам шанс, признав их право на нетипичную модель развития? Может быть, если будут сделаны определенные шаги, меньше станет косых взглядов и злобного шипения в сторону людей с такой приметной внешностью.

Диана КЛОЧКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ