Зиновий КУЛИК, политолог:
— В данном случае следует признать, что правительство Соединенных Штатов очень четко работает со своими стратегическими партнерами по принципу: доверяй, но проверяй. И если мы говорим об определенной открытости и определенном включении правительственных факторов в политический кризис, который сложился в Украине, то сам факт предоставления убежища майору Мельниченко является опосредствованным признанием причастности Соединенных Штатов к «кассетному скандалу». И для этого есть определенные причины.
Я хотел бы частично защитить позицию Президента Украины. Я думаю, что ему очень тяжело было все предыдущие годы при многовекторной украинской политике что-то обещать одновременно США и России. Поскольку эти обещания по вектору не совпадали, то их выполнение повлекло бы за собой негативные последствия. Из-за этого постоянные обещания и их постоянное невыполнение повлекли за собой то, что более сильный и могущественный стратегический партнер, которым на сегодняшний день являются США, решили стимулировать Президента, правительство и наш политический бомонд к выполнению своих обещаний. Сейчас мы имеем очень конкретный пример развертывания четкой информационной операции, направленной на стимулирование реформ в политической, административной, экономической, социальной и других сферах жизни в Украине со стороны США.
Следствием опосредствованного признания причастности США к кризису в Украине является следующий принципиальный вывод: потеряло всякий смысл организовывать и проводить переговоры по линии «Президент — оппозиция». Они были своевременны в декабре прошлого года, в январе-феврале в этом году. Более того, если бы следствием этих переговоров была определенная договоренность относительно конкретного плана действий, то очевидно мы бы не имели информации относительно причастности наших стратегических партнеров к «кассетному скандалу». Был «потерян темп», если перейти на терминологию шахматной игры (а эта терминология органически свойственна разыгрыванию политических комбинаций) и Президентом, и оппозицией, и эти переговоры стали нецелесообразными — нет о чем договариваться, потому что в эту игру уже вмешался намного более сильный партнер, который сможет руководить определенными процессами.
Такой ход событий имеет серьезное негативное следствие для нашего Президента. Опять же, по шахматной терминологии, он попал в ситуацию «цунгцванга». Это позиция на шахматной доске, когда тот, кто обороняется, имеет выбор ходов, каждый из которых заканчивается матом. И есть только один ход, который также ведет к мату, но оттягивает его. То есть единственным приемлемым вариантом в такой ситуации является оттягивание конечного результата в надежде на то, что противник ошибется и можно будет найти выход. В ситуации «цунгцванга» очень тяжело говорить о проведении какой-то самостоятельной политики, тем более при нашей многовекторности. Понятно, что все «независимости» европейских структур находятся под серьезным влиянием евроатлантических резкополитических организаций. Из-за этого наш вопрос в Совете Европы будет во многом зависеть от позиции Соединенных Штатов. Очень тяжело говорить о самостоятельной политике и с международными финансовыми организациями. Потому что МВФ и другие в значительной степени будут зависеть также от позиции США. Более того, ситуация «цунгцванга» не дает нам возможности резко повернуть в сторону другого партнера — России. Потому что перед принятием каких-то мероприятий в поддержку Украины Россия может иметь более серьезную проблему — так называемую проблему «звездных войн». То есть США получили в этой ситуации серьезный рычаг на ограничение поддержки Россией Украины. Восстановление гонки вооружений приведет к экономическому коллапсу в России. Если России придется выбирать между поддержкой Украины и возможностью договориться по этому принципиальному вопросу с США, то Россия выберет свои национальные интересы и договорится с США за счет интересов третьей стороны, то есть Украины.
И последнее, что нужно отметить в этой ситуации, — таким образом США демонстрируют нам возможности информационного общества. Хотим мы или не хотим, но сосредоточивая свое внимание на критериях организации индустриального общества, мы забываем, что наше международное окружение уже давно этот этап развития общества и государства прошло, и демонстрирует нам свои возможности. Я думаю, что в этой ситуации определяющей будет информационная поддержка и информационное сопровождение давления на Украину со стороны Соединенных Штатов, европейского сообщества и даже частично России. А из ближайшего окружения мы можем рассчитывать на реальную поддержку только Польши, но этот потенциал у нас также иссякает.
Относительно позитива. В современном окружении Президента США Буша-младшего существовало две стратегических группы относительно оценки роли Украины. Одна считала, что следует перестать на нее обращать внимание и контролировать через Россию как российского сателлита, а другая говорила о том, что за Украину стоит побороться сначала как за буферное государство, а потом как за полноценного члена европейского сообщества. Так вот, по моему мнению, казалось бы такое частное дело, как предоставление убежища майору Мельниченко, удостоверяет опосредствованно, что победила аргументация второй группы, которая считает, что за Украину стоит побороться. Я думаю, что дальнейшее развитие событий принудит нас перейти от многовекторности к приоритетности отдельных векторов, к некоей политической определенности. Хотя в нынешней ситуации, при нынешних экономико-политических интересах ближайшего окружения Президента и значительной части фракций Верховной Рады, сделать это очень тяжело.
Василий СТОЯКИН, политолог (Днепропетровск):
— Комментируя эту ситуацию для газеты «День», я уже говорил, что организаторами кассетного скандала являются силы, которые находятся за пределами Украины и, мягко говоря, мало заинтересованы в судьбе Украины. На мой взгляд, информация о предоставлении политического убежища Мельниченко и Мирославе Гонгадзе полностью подтверждает такой взгляд. Правда, сначала создалось впечатление следа российских спецслужб, потому что подобная ситуация явно выгодна России: таким образом Украина задвигается в российские «объятия». Сейчас же становится более или менее очевидно, что таким образом США пытаются воздействовать на Украину с тем, чтобы поставить при власти те силы, которые их устраивают — это нынешний премьер-министр Ющенко. Возможна и другая версия: если не удастся «назначить» Ющенко на пост президента, ситуация в Украине будет дестабилизирована и таким образом можно будет привести Украину в ситуацию, когда она будет вынуждена, в той или иной степени, присоединиться к российско-белорусскому союзу. Как это ни странно, но для нынешней вашингтонской администрации такой вариант событий, может быть, даже более желателен, чем приход к власти проамериканского режима. Нынешняя американская администрация, судя по всему, представляет интересы военно-промышленного комплекса, который очень много потерял с окончанием «холодной войны». Если же говорить о личности Мельниченко, то я не думаю, что имеет смысл рассуждать на тему того, кто заплатил Мельниченко, зачем заплатил. Понятное дело, что делал он это не по своим убеждениям. Во всяком случае в версию о честном Мельниченко, который разоблачает «заговор Президента» против Гонгадзе, я не верил ни секунды.