Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

Кто подорвал «большинство»?
15 марта, 2001 - 00:00


Виктор Ющенко позавчера сделал ряд заявлений по поводу политической ситуации в Украине и кризиса в парламентском большинстве. «День» обратился к депутатам большинства с просьбой прокомментировать высказывания премьера, в частности, о том, что нынешнюю кризисную ситуацию в парламенте «детонируют примитивные интересы» определенных лиц путем введения контроля за денежными потоками в государственных отраслях экономики, и ответить, что могут означать подобные резкие заявления премьер-министра в контексте нынешней ситуации.

Александр ЗИНЧЕНКО, фракция СДПУ(о):

— Мне кажется, что премьер довольно убедительно сейчас пытается отойти вообще от политического решения любых вопросов. Он сегодня навязывает свой образ в обществе следующим образом: «Есть действия властных структур, а я нахожусь вне власти». Премьер хочет выглядеть мессией, который пытается разорвать цепь противостояния. Потому что когда речь идет о накоплении противостояния в обществе, то формула противостояния по большей части касается вопроса существования власти, оппозиции. И очень не хочется премьеру во время этого противостояния быть в одном из этих противоположных лагерей. Но, мне кажется, более политизированную институцию, чем Кабинет Министров, трудно себе представить. Программа правительства называется «Реформы для благосостояния». При любых приобретениях, которых достигла Украина, очень трудно сказать, что она достигла того уровня благосостояния, который позволяет в обществе сказать, что нам не нужно идти на открытое противостояние власти и оппозиции. Думаю, что социальное расслоение населения, низкий уровень жизни может быть причиной, которая привела к сегодняшнему противостоянию. Поэтому премьер- министр абсолютно искусственно вывел себя из политического поля. По-моему, Ющенко при любых обстоятельствах, если он уже больше года работает на этой должности, должен взять на себя сегодня непосредственную ответственность за то или иное развитие событий. Если он войдет в зал заседаний ВР 10 апреля человеком «с белым воротничком», которого не затронули политические события, то он должен понять, что искусственно выведя себя из политического поля, можно в него уже не вернуться.

Оценки премьера по поводу кризиса в большинстве напоминают мне попытки найти очень простую формулу выхода из слишком сложной ситуации. Из сложной ситуации выход сложный. На сегодня нужно искать системные параметры, сочетание которых дало сегодняшний результат. Дмитрий ТАБАЧНИК, фракция «Трудовая Украина»:

— Мне сложно за четыре года прогнозировать декларацию премьера в качестве его намерения участвовать в президентской гонке 2004 года, поскольку я не верю в возможность досрочных президентских выборов в нашей стране и считаю, что на сегодняшний день оппозиционные политические силы не имеют достаточного запаса политической прочности для того, чтобы инициировать и провести досрочные парламентские выборы. Поэтому я думаю, что в последнее время выступления премьер-министра Украины В. Ющенко стали значительно мягче, конструктивнее и говорят о его желании и намерении остаться на посту премьера, а значит — идти на уступки и формировать квазикоалиционное правительство. Я не могу согласится с многочисленными высказываниями Виктора Пинзеника о том, что у нас не существует правовой базы для формирования коалиционного правительства. Нельзя научиться плавать, лежа на песке. У нас точно так же не было правовой базы и для формирования парламентского большинства. Существует институт политических договоренностей, которые при желании договаривающихся сторон могут быть оформлены в четкие законодательные нормы. Важно, в первую очередь, желание укрепить доверие к правительству и интегрировать в его состав и профессионалов, и людей, представляющих влиятельные политические силы. Ничего, кроме цивилизованного подхода, я в этом не вижу. И мне вначале был очень огорчителен несколько истеричный тон комментариев премьер-министра в отношении этой проблемы. У нас даже в законодательном плане формально закреплен европейский выбор Украины как основной ориентир развития гражданского общества и демократических институтов. Почему же мы все время живем двойными стандартами и остаемся, с одной стороны, «отрубниками-хуторянами», а с другой, декларируем свою европейскость? На декларациях нельзя продержаться больше года.

Я думаю, что Жорж Клемансо сделал для своей любимой страны — Франции — больше, чем при всем моем уважении к нему Виктор Ющенко или любой из премьеров за годы независимости Украины. Он входил в состав 17 или 18 коалиционных правительств во Франции. Причем, принимая портфель премьера, он без хронологического перерыва в следующем правительстве мог иметь значительно меньший по объему портфель не только «военного» министра, но и министра труда, министра социальных работ. Это пример блестящей компромиссности в служении более высоким фундаментальным целям укрепления своей страны и ее демократических институтов. Я понимаю, что любая аналогия страдает своей приблизительностью, но, тем не менее, говорить о формировании демократических институтов Франции времен Третьей республики, когда их отделяло от монархии всего 10-20 лет, достаточно корректно, поскольку нас тоже 10 лет отделяет от тоталитарного деспотического режима. И таких примеров даже в новейшей истории европейских стран огромное количество, когда вчерашний премьер входит в состав того или иного министерства.

Окончание темы на странице "День Украины"

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ