Что, по-вашему, может ожидать Украину в ближайшее время?
Зиновий КУЛИК, политолог:
— Любая аналогия не всегда является корректной, но в данном случае я бы хотел начать именно с аналогии. Из-за того, что после политики самым популярным является футбол, то хочу напомнить одну футбольную сентенцию: каждая команда играет настолько остро и настолько результативно, насколько ей позволяет соперник. Отталкиваясь от этой аналогии, хочу сказать, что власть в Украине сегодня ведет себя так, как ей позволяет оппозиция. Собственно, имеем больше всего разочарований от действий оппозиции. Согласно социологических опросов в начале кассетного скандала 36% граждан ответили, что их не удивляют действия власти. Так вот — в данном случае удивляет позиция, простите за тавтологию, оппозиции, которая позволяет себе только одно направление — разрушительное. Вопрос «Украина без Кучмы», а с кем?» — на сегодняшний день остается без ответа. Более того, очевидно, что у оппозиции нет конкретной программы действий борьбы с властью, невзирая на декларации. А самое главное — я здесь абсолютно согласен с мнением вашего главного редактора, которое она высказала во время дискуссии на радио «Свобода» о том, что время разрушения давно миновало. Более того, для того, чтобы получить массовую поддержку, нужна какая-то позитивная программа — ясная, понятая, с лозунгами, которые могли бы захватить общую массу. А сама акция «Украина без Кучмы» волнует не более 2%, судя по данным социологов.
С другой стороны, власть делает все для того, чтобы оппозиция жила и процветала. Возьмем хотя бы последние действия относительно перемещения палаточного городка. Палаточный городок тихо умирал сам по себе. Киевляне и гости столицы настолько к нему привыкли, что уже почти не замечали его. Каких-то конкретных действий в нем, кроме обычной раздачи агитационной литературы, не проводилось. И учитывая погодную ситуацию, и, так сказать, «дискомфорт» пребывания в палатках, следовало бы ожидать, что это городок будет свернут его организаторами (тем более, что они заявили, что переносят акцент на регионы). А власть сделала все для того, чтобы очередной раз привлечь внимание к нему. И сегодня, и завтра, и послезавтра — кадры уничтожения палаточного городка будут постоянно присутствовать на всех телеканалах, на первых колонках газет. Т.е. власть таким образом осуществила очередной шаг к реанимации оппозиционного движения. Оценить это просто как неразумные действия — этого мало. Очевидно, здесь нужно смотреть глубже. Мы так долго говорили о третьей силе — очевидно, что она присутствует, потому что другим это оправдать невозможно. И еще одно объяснение — это леность мысли президентского окружения. Оно настолько запугано, что на сегодняшний день, очевидно, не предлагает Президенту несколько вариантов действий с прогнозами относительно последствий их реализации. Все стоят навытяжку и ожидают, какое решение примет Президент. В данном случае именно реанимация внимания к оппозиции и попытка — как не парадоксально — за счет действий власти консолидировать эту оппозицию — это является соответственно оценкой действий президентского окружения. Вот такие основания для моего прогноза.
Очевидно, если оппозиция пойдет в регионы, в трудовые коллективы, то там встретится с тем, что называется гражданским безразличием. Думаю, что разочарование наступит достаточно быстро. С другой стороны, если будут продолжаться силовые действия и будет отсутствовать нормальный диалог, постепенно сформируется — и для этого также есть признаки — политическая коалиция, которая захочет на споре Президент—оппозиция сыграть ведущую роль и стать абсолютной властной силой в нашем государстве.
Если вернуться к моим прогнозам начала декабря («День» от 09.12.00) и говорить о трех волнах, то март — и первая половина апреля будет третьей волной этого «скандала». Уже будет присутствовать достаточно серьезное давление со стороны зарубежных СМИ, которые будут влиять на мнения и политиков. Я думаю, что мы очень быстро почувствуем давление со стороны стран Европы и США. Если при этом кто-то надеется, что Россия нам поможет в данном случае, то он глубоко ошибается, потому что у России есть свои проблемы: продекларированное Джорджем Бушем восстановление финансирования проекта «звездных войн» — это серьезный фактор давления на Россию со стороны США. Если России нужно будет выбирать между тем, чтобы договориться с Америкой о невключении в гонку вооружения, в которой Россия объективно не выдержит, и поддержкой Украины и властных структур в ней, то Россия выберет первое. Не потому, что там нас не любят, или потому, что они нас не хотят, а потому что они в этой конкретной политической ситуации нас проглотить не в состоянии. И в данном случае им остается оставить своего стратегического партнера на произвол судьбы — так это выглядит с точки зрения России. С нашей точки зрения, не на произвол судьбы, а на оценку, на диктат со стороны стран развитой демократии. И в этой ситуации очевидным выходом для власти будет переговорный процесс с оппозицией, который на сегодняшний день уже, откровенно говоря, запаздывает. Если его затянуть, то может наступить тот момент, когда при желании власти вести переговоры с оппозицией, ни оппозиция не захочет, ни Запад не будет стимулировать власть к этому.
После этого единственный диагноз — это политическая летальность. Говорить о досрочных парламентских выборах просто нецелесообразно, потому что на сегодняшний день для этого нет ни законодательных, ни — самое главное — экономических предпосылок. Экономические — имеются в виду интересы основных политико-финансовых групп — не сосредоточены. Им нужен по меньшей мере год для формирования собственного или подконтрольного правительства и аккумуляции денежных средств, медиа-потенций, административного ресурса для победы на выборах в марте 2002 года. Из-за этого досрочные выборы были бы прекрасным подарком коммунистам. А на такие вещи наши политики правой и, скажем так, прагматически-финансовой ориентации, думаю, не пойдут. Поэтому можно говорить о развитии политической ситуации вокруг противостояния антипрезидентской оппозиции и действий Президента. Я не разделяю мнения, что оно затухает. Как по мне, оно будет разворачиваться и создавать настоящий политический кризис, за которым идет экономическое осложнение ситуации, паралич финансовой помощи международных институций, и все те негативные последствия, которые за всем этим последуют.
Владимир ВОЙТЕНКО, профессор, доктор медицинских наук:
— Если просто проецировать нынешнюю ситуацию на ближайшее будущее, то мы можем ожидать таких вещей: во-первых, политического сближения с Россией и увеличения экономической зависимости от нее за счет проникновения легальных или полулегальных российских капиталов в нашу экономику. При этом неизбежной будет наша дальнейшая изоляция на мировой политической арене. Во-вторых, сможем ожидать, что будет продолжаться «вялотекущая шизофрения» в отношениях между «позицией» и «оппозицией». Можем ожидать также прихода к власти новых политиков, отягощенных моралью еще меньше, чем действующие ныне. И прогноз мой поэтому весьма пессимистический.
Вячеслав КРЕДИСОВ, председатель правления Всеукраинского объединения предпринимателей «Новая Формация»:
— В стране с не самой образцовой демократической системой выборы народных депутатов разных уровней — это всегда каскад спектаклей, шоу, зрелищ. В марте будущего года в Украине пройдут очередные выборы. Думаю, что в этом году, особенно во второй половине, на избирателей «посыплется гречка», проведение газа в отдаленные деревни, выступления артистов с «бесплатными» песнями. А еще — несметное количество обещаний со стороны лучших ораторов Украины.
При этом больших политических и экономических катаклизмов я не прогнозирую. Прогнозировать можно только огромное количество информации (правдивой и откровенно лживой), которая будет литься на головы избирателей, как из душа вода.
Если говорить о периоде времени больше или дольше чем год, то пока Украина не сделала свой однозначный выбор — не структуризировалась внутри и не определилась с внешними партнерами, — точно прогнозировать наше будущее я не берусь.
Юрий САЕНКО, доктор экономических наук, заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии НАНУ:
— Украину в ближайшее время, скорее всего, ожидает «белорусский вариант». Я это говорю со страшной болью и большим страхом за будущее каждого из нас. Об этом, в первую очередь, свидетельствуют заявления и поведение Президента и его команды. Пока здесь находились американские сенаторы — мы «играли» по-одному, когда они уехали — по- другому.
Я пока не вижу, что могло бы остановить продвижение Украины по этому пути. Демократическая эволюция в стране настолько ослаблена, что ее практически не видно, как и по-настоящему демократических сил. Запад тоже пока что не принимает видимого участия в судьбе Украины. Складывается впечатление, что он чего-то ожидает, потому что не реагировать на последние события в Украине невозможно.
Валентина КИРИЛОВА, директор издательства «Основы»:
— Я считаю, что ситуация может разворачиваться по различным сценариям, хотя я не думаю, что они будут кардинальными. Что касается политической ситуации, мне почему-то кажется, что она останется той же. По сути, можно сказать, что оппозиция является настолько сильной, чтобы нажать, а власти (я имею в виду Президента, премьера) этот натиск не кажется таким уж страшным, чтобы они уступили оппозиции. Т.е., что касается политического разграничения сил, мне кажется, что оно останется на нынешнем уровне. Возможно, в отставку все-таки уйдет Генеральный прокурор — не столько из-за того, что он испуган, а скорее из-за того, что он уже устал. Что касается экономической ситуации, естественно, что она ухудшится, ибо сомнение в обществе (а оно есть) всегда подрывает экономическую ситуацию, и тем более положение Украины на международном уровне. Думаю, что нам после того, что произошло, не рассчитывая на изменения во внутренней жизни страны, все-таки придется очень долго «отмываться» перед цивилизованными странами, потому что не все, я уверена, за границей знают ситуацию так, как мы ее знаем изнутри (под «мы» я имею в виду людей, которые интересуются происходящим и как-то могут расставить акценты и сформировать какое-то собственное мнение.