Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

11 июля, 2000 - 00:00


Какие основные черты политического «лица» правительства Виктора Ющенко?

Владимир ПОЛОХАЛО, политолог:

— Очень трудно говорить о политическом лице правительства, потому что мы наблюдаем его в кривом зеркале украинской действительности. Впечатление о политическом лице Кабмина искривляется существующими политическими реалиями и отсутствием консенсуса относительно парадигмы развития Украины как государства и общества. Возникает вопрос: где настоящее правительство? Что собственно является правительством № 1: правительство Ющенко или аппарат Президента Украины? Я бы назвал правительство Ющенко вторым, «побочным» правительством, а первым, настоящим правительством — аппарат Президента Украины. С другой стороны — правительство формировалось в условиях деградации парламентаризма.

Следующей основной чертой политического лица правительства Ющенко является его вынужденная зависимость от дефицита институтов, с помощью которых можно было бы реализовать декларации и намерения, вошедшие в правительственную программу. Я имею в виду дефицит, в первую очередь, государственных институтов: центральных и местных. Сегодня можно говорить об определенной демаркационной линии между региональными элитами и правительством Ющенко. Осуществлять реформы без поддержки региональных институтов — это все равно, что осуществлять политику без рук и без ног.

Следует также отметить слабость политических ресурсов, на которые опирается правительство. Имеются в виду не политические партии, которые бы поддерживали Кабмин, а скорее, определенная воля общества, его готовность к осуществлению тех или иных реформ. В этом смысле можно сказать, что правительство Ющенко действует в определенном общественном вакууме. Есть ожидание, но нет поддержки. Нет той поддержки, которая была у правительства Бальцеровича. То есть правительство, несмотря на некоторые опросы, в известной степени является общественно нелегитимным. Более того, существует разрыв между рациональным ситуативным мышлением основных социальных групп, которые в значительной степени связаны с тем, чтобы не было ухудшения ситуации, и инструментами макроэкономической политики, которые пытается внедрять Ющенко в пределах неолиберальных концепций. Иными словами, общество ожидает быстрых изменений к лучшему, а совсем не рассчитывает на среднесрочный или долгосрочный характер макроэкономических изменений.

Наконец, интересы олигархических групп, которые также в значительной степени определяют политическое лицо правительства Ющенко. Украинские олигархи совсем не стремятся, чтобы правительство Ющенко создавало правила игры для всех. В этом контексте трудно найти собственно лицо правительства Ющенко, принятие решений которым должно быть не во вред олигархам. Они этого просто не допустят. То есть соотношение между общими правилами и правилами индивидуальными, олигархическими, образующими матрицу решений, не в пользу этого правительства.

В общем, лицо правительства Ющенко создается определенным контекстом украинской действительности. И я не могу представить, что в Украине могло бы быть другое правительство, с более выразительным лицом. Тенденции, сформировавшиеся в украинской системе, имеют доминирующий характер. Поэтому неминуемым следствием этих тенденций и есть вышеупомянутые характеристики, определенные реакции правительства Ющенко на украинский контекст. В этом смысле лицо правительства Ющенко чрезвычайно впечатлительное и может выглядеть привлекательно только за счет имиджевой косметики, а не за счет здоровой деятельности. Поэтому мы можем видеть и усталость, и раздражение, и переменчивость, и «несвежесть». И сегодня все уже понимают, что полноценное нормальное функционирование правительственного организма в таком общем контексте просто невозможно. Наталья ТРОФИМОВА, «День»

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ