Тема завтрашних выборов президента России и их влияния на российско-украинские отношения стала предметом обсуждения на организованном Российским медиа-центром «круглом столе». Участники мероприятия пытались найти ответы на вопросы, в частности, о том, как повлияют мартовские выборы в России на отношения элит обеих стран, какими будут эти элиты и их ставки, что станет краеугольной стратегией России по отношению к Украине. По мнению советника-посланника Посольства РФ в Украине Всеволода Лоскутова, украинско-российские отношения после выборов только улучшатся, а межпарламентское сотрудничество обеих стран — окрепнет. Корреспондент «Дня» поинтересовался, что думают по этому поводу украинские эксперты и политологи. Они, похоже, были менее оптимистичны, чем российские гости.
Дмитрий ВЫДРИН, директор Европейского института интеграции и развития:
— На мой взгляд, во взаимоотношениях двух стран после российских выборов абсолютно ничего не изменится. Украина и Россия сейчас находятся в стадии завершения формирования очень специфических, очень своеобразных, очень самодостаточных строев. Именно строев, а не политических систем, политических режимов или, тем более, политических курсов. У меня есть своя собственная гипотеза, какие это строи и как они будут называться. Российский строй я бы назвал конспиративным капитализмом, когда наличествуют все элементы инфраструктуры капитализма, но все они управляются специфическими элементами силовых специальных служб. И в этом плане мне понравилась блестящая фраза одного из моих друзей — московских политологов, который назвал выборы в России «концертом художественной самодеятельности в зоне усиленного режима». В то время, как предстоящие выборы в Украине будут совершенно другими выборами, которые я бы назвал, выражаясь метафорично, «платным концертом на корпоративной вечеринке». Общего между этими выборами практически ничего не будет. Наверное, после украинских выборов наши взаимоотношения еще больше усложнятся, поскольку в Украине создастся вязкая система принятия решений, которая усложнит переговорный процесс, лоббирование вопросов, когда уже непонятно будет, кого подкупать и сколько кому давать. Но поскольку есть объективная необходимость друг в друге, наверное, и строй, и система приспособится к этим отношениям. И уже не более чем через год мы увидим некий дополнительный дизайн отношений при сохранении существующей базовой парадигмы.
Вадим КАРАСЕВ , директор Института глобальных стратегий:
— Можно с полной ответственностью говорить о новом этапе развития России, ее настоящем старте. Судя по всему, Россия сегодня вышла из депрессивного состояния и вступила в активный расширяющий цикл своей истории. Собственно, здесь очень важно проанализировать, какие вызовы новая Россия выдвигает Украине. Что касается периодизации российско-украинских отношений, то с начала до середины 1990-х годов был романтический этап их развития, за ним последовал олигархический этап, когда основные контакты осуществлялись на уровне ФПГ, а после — этап прагматический (который, по-видимому, уже заканчивается). Сегодня мы имеем дело с Россией, которая вступает в стратегический или проективный этап. Другими словами, Россия переходит к активной стратегической политике, одним из первых плодов которой можно считать, в частности, ЕЭП. И здесь для России важно не просто создание некого единого пространства на экономической основе. Россия ставит перед собой более амбициозную и истинно российскую цель: стать важным и нужным центром Восточной Европы, который придет на смену рыхлому постсоветскому пространству, существовавшему в 90-е годы.
В этих планах, конечно же — формирование промежуточного «пояса безопасности» между Россией и расширяющейся Европой из государств постсоветского пространства, таких, как Украина, Беларусь, Кавказские республики. Безусловно, в плане создания Большой Европы важную роль играет, конечно же, Украина. Потому что без Украины нет большой России, так как задача состоит в воссоздании, по крайней мере экономически, «Большой России». ЕЭП, по сути, и есть проектом реинтеграции большой экономической России. Позиционирование РФ не как евразийской страны, а как России в Евразии, некое расширение ее границ контроля, границ влияния, культурных, если хотите, границ, которые не совпадают с административными границами, несет в себе определенный вызов для новых соседних государств. В этой связи для Украины возникает, с одной стороны, проблема ее удерживания Россией в постсоветском пространстве в рамках Большой России, а с другой — проблема удерживания Украины со стороны Европы. Украина попадает на перекресток между двумя большими стратегиями. То есть борьба за Украину будет продолжаться и приобретать новые формы.
В контексте Украины предвыборной и России послевыборной стоило бы назвать несколько проблем, которые возникают у российского руководства, учитывая украинскую очень сложную предвыборную динамику и те ставки, которые делает на Украину новая Россия. Первая проблема — что делать с украинской национальной буржуазией, которая пока не знает, в чем ее выигрыш от сотрудничества с российскими бизнес-группами, учитывая, что капитализм в России становится все более государственным. Для России очень важно будет решить проблему амбиций и автономности украинской национальной буржуазии. Вторая проблема — это, все-таки, проблема ставок. Пока неизвестно, на кого ставить и кто является проходным кандидатом, который бы устроил Россию. В связи с этим для российского руководства возникает третья проблема: как обеспечить беспроигрышное позиционирование и сохранить лицо после украинских выборов, учитывая возможные результаты украинской предвыборной кампании. И последняя проблема — проблема «ключей». Судя по тому, как развивается ситуация в Украине, будет несколько центров принятия решений, а значит, и ключей от украинской власти будет несколько (скажем, один будет находиться у президента, другой — у премьера etc.). Поэтому для России очень важно определиться, сколько будет ключей в связке — много или один, с помощью которого можно будет более эффективно и более предметно открывать двери к украинской власти с тем, чтобы реализовывать свои проекты.
Александр БУЛАВИН, директор Европейского института политической культуры:
— Влияние выборов в России на президентские выборы в Украине и общественное сознание украинцев огромно. В этой связи припоминается кадр из кинохроники: когда на избирательном участке в 1998 году какую-то украинскую старушку спросили, за кого она будет голосовать, она ответила, что, мол, «как за кого, за Ельцина!». «Так у нас же Президент — Леонид Кучма!» «А?! — переспросила бабушка. И совершенно спокойно добавила: — Ну тогда за Кучму». То есть президентские выборы в России, бесспорно, ощутимо будут влиять на социальное поведение украинского электората и на его ожидания.
Я бы не согласился с мыслью о том, что старт России начался после выборов Путина. Я сказал бы, что старт Путина начался задолго до президентских выборов, — поэтому мы увидели настолько высокий рейтинг Путина и настолько безальтернативную кампанию. Хотелось бы видеть такую грамотную избирательную кампанию и у нас, но ее нет и наверняка не будет.
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Института социальных исследований «София»:
— Наверное, впервые за последние годы выборы в России так слабо влияют на украинскую политическую жизнь. Думаю, нужно говорить, скорее, не о влиянии выборов, а о влиянии российской власти, которое сохраняется. По сути, украинская политическая элита уже смирилась с тем, что ей предстоит работать с путинской политической элитой в России. И главный вопрос заключается в том, кто и как сможет это делать. К сожалению, нынешний политменеджмент Украины продемонстрировал, что он концептуально зависим от России. Судя по всему, представленная в государственной власти политическая элита не справляется с ролью равноправного партнера. Она постоянно заигрывает, сдается, играет в поддавки. Возможно, ею движет желание сохранить свои позиции за счет российского фактора. Но вопрос наших выборов — это вопрос формирования украинской элиты, способной говорить на равных с Россией. Поэтому, думаю, ключевая задача, которую можно было бы поставить перед украинской элитой в контексте переизбрания Путина и обновления путинского окружения, состоит в том, что Украина должна вынести к концу 2004 года на 2005 год свое видение стратегии взаимоотношений с Россией и на этом видении настаивать. Кстати говоря, Россия, в контексте выработки поствыборной повестки соотношений двух стран выбрала очень удобную позицию: она будет лишь наблюдать, быть может, немножко инвестируя в наиболее выгодную сторону, после чего уже будет договариваться с победителем.