Как вы думаете, существуют ли определенные особенности общественного самосознания украинского народа, которые стоило бы «оставить в уходящем веке»?
Александр ЯРЕМЕНКО, директор Украинского института социальных исследований, кандидат экономических наук:
— Во-первых, нет вообще аналогов неспособного к построению государственности народа. Есть только определенные причины, временно не позволяющие это сделать. Народ потому и народ, что обладает какими-то общими чертами, способствующими его объединению. Способность к построению государства у нас однозначно есть (примеры тому — Запорожская Сечь, УНР, современная независимая Украина, наконец, корни государственности Киевской Руси). Кроме того, я бы сказал, что в нас самих есть что- то, что позволяет выживать в самых сложных условиях. В то же время государство, в силу разных причин, малоэффективно справляется со своими обязанностями, но ведь люди рождаются, выживают, работают, пишут стихи... Еще один момент — наши люди исторически предрасположены к частному бизнесу. Украинцу присуще иметь свой хуторок и выращивать, скажем, свиней. Но государство часто этого не понимает. Если только создать для реализации этой инициативы соответствующие условия, будет и нормальное государство.
Проиллюстрирую это как экономист. У нас уже всеми признаны огромные масштабы теневой экономики. С одной стороны, это резко негативное явление, с другой — фактор, позволяющий выживать рядовым гражданам. Это еще раз указывает на потенциальные способности народа. Мы способны создать государство и жить в нем, нужны просто нормальные правила игры. Павло ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ, писатель:
— Отвечу одним словом: словоблудие. Идею какой-то неполноценности украинцев эксплуатируют только со спекулятивными целями. Наш народ такой же, как и любой другой. Он также созидал и может созидать, как и другие народы мира. Юрий САЕНКО, доктор экономических наук:
— Мне трудно представить, что в принципе можно какие-то особенности где-то оставить. Я бы сказал, что хотелось бы это сделать. Первая и основная такая особенность — слабая воля народа к государственности. Ведь исторически у нас были и выдающиеся политики, и полководцы. То же касается и искусства. Но эти люди очень быстро переходили на сторону государства, доминировавшего над украинцами в их собственной стране. Я не сказал бы, что это были манкурты. Они не продавали свой талант — они просто отдавали его туда, где, как им казалось, видели больше возможностей для самореализации. Думаю, что это приобретенное, привитое нам в течение нашей истории качество. И даже если такая воля к единению появлялась в народе, она очень быстро дробилась и сникала на нет (недавний пример — судьба Народного руха в первой половине 90- х). Но такая воля является движущей силой любого общества. Я ожидаю проявления ее в XXI веке от нынешнего молодого поколения. Для этого должно пройти какое-то время становления независимости.