Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

8 декабря, 1999 - 00:00


Какими должны быть первые шаги политического руководства страны, чтобы вступление Украины в Европейский Союз стало делом близкой перспективы? В какой сфере социальной, политической и экономической жизни Украина находится дальше всего от евростандартов?

Евгений КАМИНСКИЙ, доктор исторических наук, заведующий отделом Европы и Америки Института мировой экономики и международных отношений НАНУ:

— Первое, что нужно сделать политическому руководству страны для того, чтобы разговоры об интеграции в ЕС стали реальностью, это перейти от размытого варианта многовекторности к четкому определению стратегии интеграции в европейское сообщество и установлению нормальных отношений с бывшими странами СССР. То есть однозначно наша политика должна быть направлена на Запад, а нормальные отношения и развитие стратегического партнерства мы можем вести в разных направлениях с конкретными государствами, в том числе и со странами СНГ. В данном случае я отделяю интеграционную политику от двусторонних отношений. А наша многовекторность предполагает, что все это перемешано.

Второе — необходимо наполнить новый состав правительства людьми с действительно рыночным, демократическим мышлением.

Третий шаг — устранение ситуации, при которой страной руководят не политики, а кланы. Президент, назвавший себя новым, должен отреагировать на уход из нашей страны целого ряда транснациональных корпораций, произошедший во время его первого срока президентства. Он должен хоть как-то учесть те претензии, которые они высказывали, уходя с украинского рынка. Есть их конкретные свидетельства о том, что в правительстве, в администрации Президента с них требовали взятки. И если Президент действительно «новый», он должен отреагировать на их требования, тем самым попытавшись вернуть эти компании на украинский рынок.

Кроме того, нашему руководству следует рассматривать Евросоюз не как средство получения помощи, а как средство вхождения в межхозяйственные связи страны, способной к саморазвитию. Главный ориентир должен быть на то, что мы можем войти в ЕС только в том случае, если в нас увидят потенциально развивающуюся страну. Мы должны создать организационные микроэкономические предпосылки для будущего включения в европейские структуры, поощрять наши предприятия к масштабной международной кооперации с крупными фирмами и финансово-промышленными группами.

Из того, что наиболее отделяет Украину от евростандартов в социальной, политической и экономической сферах, я бы отметил отсутствие в нашей стране политической нации — не могут три части страны идти в трех направлениях. Мы не сможем никуда двигаться, если часть общества будет идти на Восток, часть на Северо-Восток, и третья часть на Запад.

Второй тормозящий фактор — отсутствие необходимой прозрачности принимаемых решений всеми ветвями власти и несоответствие деклараций о готовности проводить экономические реформы реальному проведению преобразований с целью создания рыночной среды. Только в случае последних успешных преобразований мы будем готовы к взаимовыгодному сотрудничеству с ЕС и его членами.

У нас полностью отсутствует гармония в законодательстве Украины, регулирующего внешнеэкономические отношения. Наши законы разнобойны, они противоречат друг другу и не соответствуют требованиям, необходимым даже для начала процесса переговоров об ассоциированном членстве в ЕС.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ