Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

Как изменяется Украина? «Идти в двух противоположных направлениях непросто»
3 марта, 2004 - 00:00


Украина формируется и изменяется. На страницах «Дня» мы стремимся зафиксировать динамику этих изменений и сдвигов. Наши респонденты уже отвечали на вопрос «Как изменяется Украина?» После этого еще нашлось немало желающих высказать свои мысли.

Богдан ГАВРИЛИШИН, член Римского Клуба, председатель Надзорного Совета Международного центра перспективных исследований и Международного института менеджмента в Киеве, иностранный член НАН Украины:

— С 1988 года я в Украине. Как это ни удивительно, но современная Украина меньше украинская, чем была в 1988 году. Тогда происходило настоящее политическое и культурное возрождение. Наблюдался большой интерес ко всему украинскому — появлялись новые проекты, интересные музыкальные группы, певцы... Постепенно это увлечение прошло. И ныне компакт-диск с украинским исполнителем или украинскую книгу можно найти лишь в определенных местах. И это парадокс, потому что уже растут поколения, рожденные в независимой Украине, которые учатся и умеют говорить на украинском языке. Я не против русского языка. Наоборот, горд, что права всех меньшинств в Украине защищаются куда лучше, чем в некоторых странах Западной Европы. Но украинцы действительно стали в собственном государстве, где один государственный язык, языковым и культурным меньшинством, хотя составляют этническое большинство. И это огорчает.

Что радует? Уже четыре года, как на макроуровне наблюдается рост от 6,5 до 9 процента валового продукта в год. Это происходит благодаря маленьким, как для Украины, иностранным инвестициям, а также через мобилизацию в самой стране ее экономических и человеческих ресурсов.

Есть хорошее начало: много предприятий получили выгодные кредиты, увеличивается заработная плата, растет покупательная способность украинцев, правда, в крупных городах. Жаль, что наши капиталисты не понимают того, что лучше, если бы украинцы были богатыми, — на товары их предприятий было бы больше покупателей. Также надо, чтобы теневая экономика стала легальной.

Украинцам необходимо стабильное законодательство — не идеальное, а стабильное. Сейчас в Китай привлечены 53 миллиарда иностранных инвестиций. Разве это страна с давними экономическими традициями? Инвесторов интересует заработок, а для этого они должны знать правила игры. А у нас нет стабильного законодательства, и суд как институт не является независимым и действенным.

Радует, что говорим об интеграции в Европу, хотя не двигаемся туда быстро, потому что, понятно, непросто идти в двух противоположных направлениях одновременно. В ЕС можно сохранить свою идентичность: вернуться к своим корням, утвердиться как нация. Потому что там немцы не становятся французами и наоборот, и в Италии, например, 80% прессы английской не выходит. Все страны имеют общие стандарты, некоторые общие законы.

Удивительно, что очень много способных людей живет в Украине, хотя миллион человек уже выехало на заработки. Я общаюсь со многими интересными учениками и студентами и часто себя спрашиваю об источниках этого таланта — ведь наша элита уничтожалась столько лет: то ее вывозили, то она выезжала сама.

Нам нужны люди, которые бы приняли нынешнюю реальность: Украина — независимая страна именно с таким этническим составом; мы уважаем чужое, но каждый индивидуально и все вместе гордятся тем, что мы украинцы. Я люблю свое село Коропцы на Тернопольщине, где прожил первые четыре года. Недавно туда возил швейцарского посла в Украине. Он увидел, что украинское село может жить и умеет вести хозяйство. Его поразило, что мои земляки не кланялись перед ним с хлебом-солью, не заискивали, а приняли гостя как подобает.

Украина нужна Европе — и не только потому, что тогда Европа была бы стабильной. Мы — высокообразованные. Кроме этого, украинцы имеют много черт, которых уже нет у западных еропейцев: приятное сердечное общение между людьми, искреннее гостеприимство...


Светлана СИРОТЯН, первый вице-президент банка «Надра»:

— Ныне Украина находится на том историческом этапе, от которого зависит очень многое. И украинцы должны быть не только профессионалами, верить в себя, но и обладать креативным мышлением, которое позволит найти свой путь эффективного развития и занять достойное место в содружестве европейских государств. Слепое копирование чужого опыта — неприемлемо, необходимы собственные стратегии, решения и настоящее украинское творчество.

Значительное внимание хотелось бы уделить финансовому сектору, а именно банковской системе. Для «банковской» Украины важным является значительное увеличение количества клиентов и рост их доверия. Клиентами банков становятся не только студенты, пенсионеры, которым предлагаются интересные программы, но даже и дети. Украинцы начинают жить в кредит, как это делают во всех развитых странах мира. Все больше товаров и услуг можно приобрести в рассрочку.

Очень популярными стали микрокредиты (от 100 до 125 000 у.е.), что свидетельствует об интенсивном развитии малого и среднего бизнеса. Эта услуга появилась в Украине в 1997 году и уже ныне банками-партнерами программ предоставлены кредиты более 50 тысячам частных предпринимателей и предприятий. Наш банк предоставил микроредиты на сумму более 25 миллионов гривен, около двух тысяч частных предпринимателей и предприятий увеличивают объемы своего бизнеса благодаря микрокредитованию от банка «Надра».

На данном этапе банковская сфера переживает бум жилищного кредитования. Банки способны предложить доступные кредитные программы, а также льготные, для молодежи.

Реальный прирост процентного валового продукта в январе, по данным НБУ, составлял 9%. Поэтому при условии дальнейшего роста процентного валового продукта и интенсивного развития отечественной экономики, количество украинцев, которые смогут полноценно пользоваться разнообразными банковскими продуктами и услугами, постоянно будет расти.

По сравнению с прошлыми годами, Украина имеет все шансы установить рекорд по поступлениям зарубежного капитала, а это значит, что у Запада постепенно растет вера в стабильное будущее украинских банков. Ясное дело, мы надеемся на рост заграничных инвестиций в экономику и банковскую систему Украины. Для этого работаем над совершенствованием культуры бизнес-отношений, а также над более прозрачной и открытой структурой работы банков.

За годы независимости вместе со страной изменились и украинцы. Традиционные в своих взглядах, они стали более коммуникабельными, готовыми к быстрым изменениям и нетрадиционным решениям. Нам стало легче предлагать новые услуги клиентам, которые раньше все встречали с острым недоверием. Среди украинцев исчезает вчерашний пессимизм, появляется здоровый рационализм.


Михаил РЕВА, художник и скульптор:

— Я родился в одноэтажном родильном доме, который стоял посреди остатков древнегреческого поселения в Керчи. Во мне — турецкая, греческая, русская, еврейская, украинская кровь. Живу в Одессе — городе солнца, как ее называю, потому что здесь чаще солнечно, чем пасмурно. Отдыхать езжу в Карпаты. Очень люблю здешних людей с их оригинальным мировосприятием, который отражен в гуцульском декоративно-прикладном искусстве, где сочетаются элементы дохристианских верований и христианства.

Путешествуя по Украине, понял, как она богата этнокультурами. Только в Одессе проживает 32 национальности. Из-за непростых исторических событий прошлого у некоторых украинцев доныне продолжается процесс осмысления, что они живут в независимом государстве. Очевидно, что одно — провозгласить независимость, другое — ее осознать. И это восприятие ощутимо во всем.

Наши частные новостройки являются более самобытными. Мы становимся индивидуалистами и начинаем проявлять себя в архитектуре. Когда-то жилые дома были похожи друг на друга: все одинаково серые, с маленькими окнами. Потом новые украинцы начали строить замки, тоже похожие между собой. Сейчас мы оригинально подходим к построению собственного жилья: учитываем семейное положение, род деятельности, выбираем пространство по энергетике, взвешиваем, как дом впишется в застройку района, окраины...

Мы становимся индивидуалистами и в живописи и скульптуре. Хотя искусство обращается ко всем, но мир интересуется первичностью и самобытностью. Я работал на Западе. У музеев живописи XVII—XIX веков или вернисажей современного искусства стоят очереди горожан и туристов в Риме, Амстердаме, Чикаго. А мы пока не умеем представить себя на Родине. Каждый поодиночке собирает вокруг себя почитателей, покупателей, меценатов. Считаю, что не нужно украинским художникам стремиться во что бы то ни стало показать себя в Европе или США. Вместо этого, следует творить в Украине, чтобы американцам, немцам или шведам не терпелось приехать и познакомиться с современной украинской живописью и скульптурой.

Что меня неприятно поражает? Я не люблю равнодушных людей, и понурых не люблю. Пора украинцам сконцентрироваться над созданием позитивного имиджа нашего государства — как внутреннего, так и внешнего.

Даже с годами остаюсь идеалистом, по-видимому, это влияние профессии. Мне близки слова древнекитайского мудреца: «Ищите в жизни радость. Это лучший способ привлечь счастье».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ