Иван ДЗЮБА, академик НАН Украины:
— Не считаю, что этих премий многовато. В любой европейской стране их значительно больше. К тому же, большинство премий мизерные, и являются разве что моральной поддержкой для творцов. Другая вещь — критерии, по которым присуждаются премии. В этом вопросе нет ясности, определенности и высоты уровня, особенно когда речь идет о премиях негосударственных. Иногда происходят просто постыдные вещи. Я имею в виду недавнюю церемонию 6 марта, когда политические и финансовые вельможи сами себя награждали. Социальную и культурную постыдность действия усиливал языковый сценарий официальных торжеств советского образца. Когда уполномоченные лица — ведущие, должностные лица — говорят дубовым украинским языком, а простой номенклатурный народ — языком «свободы, равенства и братства». Последняя церемония еще раз подчеркнула специфику властных и бизнесовых вкусов: на высокое искусство и копейки не дадут, а маскульт и помпезные шоу — всегда в фаворе. Пока будет сохраняться эта ориентация — культура будет пребывать в плачевном состоянии. Мало того, что премий в общем не так уж и много, они и не всегда идут на то, что нужно. Но, учитывая общую картину финансирования в культуре, следует отметить, что поддерживать ее за счет одних лишь премий — невозможно. Они не способны заменить регулярного обеспечения и инфраструктуры культуры.
Александр БЫСТРУШКИН, начальник Главного управления культуры г. Киева:
— Проблема не в премиях, а в критериях. И если в советские времена сурово применялся фактор лояльности к правящей власти, то теперь определяющими стали личные симпатии, которые часто не адекватны настоящей значимости творца. И это касается не одних только премий, но и званий в сфере культуры, раздачу которых, на мой взгляд, необходимо притормозить. То, что проходит как государственный знак отличия, да еще и за подписью Президента, должно иметь чрезвычайный вес. Иногда процесс получения знака отличия напоминает бега: кто первый добежит к раздаче. Скромность и чувство меры в определении своей роли в искусстве — это то, что следует элементарно воспитывать в моих коллегах. А развращение наградами и званиями может в конечном итоге привести к полному обесцениванию и наград, и званий.
Владимир ЯВОРИВСКИЙ, писатель, общественный деятель:
— Тяжело ответить однозначно, хотя истина в этом есть. Когда-то было иначе, премии были фиксированы и официально согласованы. Нынче цензуру сняли, и процесс, как говорится, пошел бесконтрольно. Вмешалась диаспора со своими средствами. Премий стало столько, что уже более-менее пристойное искусство можно обслужить наградами. Да, вы правы: даже графоман сейчас имеет право на знак отличия. Но это событие только для семьи награжденного. Все это превратилось в определенный фарс. К сожалению, мы не имеем меценатов с хорошим вкусом, патриотов, которые вкладывали бы деньги в духовный рост нации. Нынче бал правят далекие от искусства критерии. Когда-то скульпторы снегоуборочную машину называли «Вучетичем». Нынче такие пробивные «вучетичи» штампуют таланты, при помощи премий — в том числе. Вот «Человек года» — самодеятельная премия, которую вручили и без того денежным людям, которые фактически бросили Украину на произвол судьбы. Таковы страшные парадоксы нашего независимого государства... Но сокращать самодеятельные премии — неразумно. Нужно подождать — лишнее само отпадет.
Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, режиссер:
— О кризисном состоянии культуры, на мой взгляд, следует говорить тогда, когда к ней отсутствует интерес. На сегодняшний день его нет в финансовом и политическом плане. Но то, что существует эстетическая потребность, не вызывает сомнений. Одно из свидетельств этому как раз появление множества фестивалей, рейтингов, премий. Другое дело, что количество премий и их престиж — далеко не одно и то же. Однако так же, как качество жизни переходит в ее количество, так и количество премий и призов неотвратимо приведет к повышению их уровня и даже — улучшению качества того явления, за которое они присуждаются. Поскольку, во-первых, обозначают его (нельзя присудить премию за то, чего нет), во-вторых, привлекают к нему внимание, в-третьих, ведут к его развитию. Так, сегодня, скажем, в театре явно пробуксовывают альтернативные формы. И, возможно, как раз специальные премии могут в определенной мере стимулировать это движение. Или, например, почему бы не учреждать премии за лучший театральный буклет, лучшую униформу, лучшую атмосферу в театре... Из этих частностей складывается общая культурная среда. И чем больше будет интерес к ней сквозь призму премий, тем больше шансов, что он появится и на государственном уровне.
Владимир БЫСТРЯКОВ, композитор:
— Во все времена премии и звания были своего рода подачками, направленными на ангажированность деятелей культуры. Но если раньше они нередко присуждались заслуженно, за реальные результаты творческой деятельности, то сегодня и вовсе обесценились. Так что для меня главное звание — это когда твое имя и фамилия и являются гарантией внимания и любви публики. А все нынешние премии и рейтинги вызывают, мягко говоря, смех. На нашей эстраде правит бал клановость. Вот и получается, что у каждого хит-парада свои звезды. Мне, кстати, тоже предлагали возглавить один из подобных рейтингов. Но состязаться с самодеятельностью — нет уж, увольте. Эти хит-парады и премии нужны для того, чтобы «раскручивать» безголосых звезд. И это, на мой взгляд, свидетельство упадка. С одной стороны, публику пичкают второсортным товаром, с другой — вся эстрада представлена пятью-десятью расхожими именами, а талантливому молодняку не пробиться.
Алена ДЕМЬЯНЕНКО, кинорежиссер:
— А что, у нас разве так много премий? Вы знаете, мне кажется ненормальной реакция на то, что кому-то что-то дают. То, что пресса устроила по поводу награждения моих фильмов, — неописуемо. Когда деятели культуры под псевдонимами, тратя время и деньги, публиковали в различных периодических изданиях, некорректные, мягко говоря, статьи... Повторюсь: у нас ненормально относятся к человеку, который что-то делает и получает за это награду. В России, кстати, ситуация совсем иная. Там гораздо больше премий — и всем хватает, представьте себе. Люди радуются друг за друга, это вызывает позитивные эмоции. В этом вопросе наград и отличий, по-моему, каждая нация очень ярко проявляет свою нравственную физиономию. Что ж — у нас пока именно такое «выражение лица».
Таисия ПОВАЛИЙ, певица:
— Для любого творческого человека естественно желание (пусть подсознательное) быть лучшим, первым. И пока ставятся спектакли и даются концерты (а они будут всегда, несмотря на все сложности нашей жизни), существует и соревновательный момент. А значит — конкурсы, рейтинги, премии. Просто раньше, кроме соцсоревнования, у нас ничего подобного не было. Отсюда и кажущееся их обилие сегодня. Это своего рода трудности роста отечественного шоу-бизнеса. Другое дело, что каждый артист сам решает, участвовать ему, скажем, в рейтингах или нет. Для меня они уже утратили интерес, я свое отсражалась. Этот полигон оставляю для молодежи. Для меня куда важнее гастролировать, готовить новые программы и таким образом доказывать свое право называться популярным артистом.
Александр МИЛОВЗОРОВ, художник:
— Мое убеждение: люди культуры вообще никакого отношения к этим премиям не имеют. Многие украинские художники просто работают, выставляются, продаются, но слыхом не слыхивали о существовании премий и рейтингов. Кстати, понятие рейтинга в изобразительном искусстве и вовсе абсурдно. На мой взгляд, все премии попахивают конъюнктурой и неудовлетворенными амбициями. Но есть и иной аспект: эти шоу финансово поддерживают многие фирмы, банки, иногда частные лица. Это робкие попытки напомнить государству, которое не в состоянии поддерживать культуру, что есть такие благородные вещи, как спонсорство, меценатство, которые необходимо, наконец, законодательно оформить!
Михаил ИЛЬЕНКО, кинорежиссер:
— Абсолютно с вами согласен. Совсем недавно я узнал удивительный факт: оказывается, в начале войны звезду Героя Советского Союза давали в редчайших случаях, а уже с 1943 года, после перелома — награду начали вручать значительно чаще. На мой взгляд, это весьма продуманный шаг: пока отступали и гибли — героев не могло быть. А сейчас у нас на руинах раздают награды. Я считаю так: сначала нужно дом потушить, а потом уже пожарных награждать.
Опрос подготовили Анна ШЕРЕМЕТ, Леся ГАНЖА, Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»