Игорь ГАЙДАЙ, директор племенного пчелопитомника «Крымпчелопром»:
— Крым — очень благоприятный регион для пчеловодства, особенно горная и предгорная зоны — Бахчисарайский и Белогорский районы. Эти места были издавна традиционными районами пчеловодства, в прошлые века и в первой половине ХХ века здесь успешно культивировалась аборигенная крымская пчела, которая в местных условиях была значительно продуктивней, чем нынешние. Если верить печатным источникам 30-х годов, то с одной семьи крымской пчелы здесь получали в год до 100 килограммов меда. Но депортация крымских татар оказалась приговором и крымской аборигенной пчеле — все существовавшие в Крыму аборигенные пчелосемьи погибли. И вернуть сейчас крымскую пчелу уже не реально.
Поэтому после войны в Крым стали завозить кавказскую пчелу, а сейчас мы культивируем разведение карпатских пчел. Они неплохо показывают себя в местных условиях, уже адаптировались, однако влияние климата на производство меда очень сильно сказывается. В сухие годы — меньше меда, нынешний — влажный — год как раз благоприятный для нас, и мы думаем получить в этом году не менее, чем по 20 килограммов меда с каждой пчелосемьи. В Крыму примерно 10 тысяч пчеловодов, которые ухаживают за 100 тысячами пчелосемей. Треть из них занимается этим выгодным делом на промышленной основе.
Что нам мешает? Ничего не мешает. Для производства меда в Крыму все есть, было бы желание и энтузиазм крымчан. К сожалению, пчеловодство — дело и технологически сложное, и для старта не дешевое. Поэтому, чтобы успешно заниматься им, необходимо терпение и выдержка, которые в наше быстротечное время не у всех есть. Медоносов в Крыму больше, чем в других регионах, материальная база достаточная, а вот пчеловодов не так много. Их могло бы быть значительно больше. С другой стороны — недостаточный жизненный уровень наших людей ограничивает возможности сбыта меда, ведь мед — продукт не дешевый и не первой необходимости, а многие семьи сегодня не могут позволить себе купить даже необходимые продукты. Это, пожалуй, единственный фактор, который сдерживает сейчас развитие нашей отрасли. Будет повышаться жизненный уровень, будет увеличиваться спрос на мед, будут заводиться новые пчелохозяйства. Мы все верим в это…
Андрей КОВАЛЕНКО, председатель правления ОАО «Черниговпчелпром»:
— Развитие пчеловодства в первую очередь тормозится дороговизной инвентаря, если десять лет назад медогонка стоила 46 карбованцев, то сейчас — 370 гривен, улей, соответственно, 45 карбованцев против 200 гривен. Как в таких условиях начинающему пчеловоду устроить собственную пасеку? Поэтому мы добиваемся государственной поддержки отрасли или возмещения расходов пчеловодов, для этого есть и законодательные основания — Закон Украины «О пчеловодстве». В этом году выделили немного — 3 млн. грн. на всю отрасль.
Что касается объективных факторов. Мы пережили очень сложную зимовку, прошлая зима была слишком долгой и холодной, в области погибло 40 процентов пчел. На пару с зимой и лето этого года — то жара, то холод. Здесь речь идет не только о медосборе: кривые, уродливые огурцы, яблоки, груши — это следствие недоопыления. Красивые плоды — это работа пчелки.
Проблемой пчеловодства стал его статистический учет. После расформирования колхозов и совхозов, когда пасеки отдали в частные руки, вся отрасль отошла к частному сектору, к любительству. Учет пчелосемей ведется или через сельсовет, или через количество пчеловодов, зарегистрировавшихся как предприниматели. Количество пасек, которые находятся в собственности горожан, остается без учета.
Если же характеризовать состояние пчеловодства в области в целом, то скажу, что те хозяева, которые вели дело по-научному, получили нормальные медосборы. И это естественно, ведь Черниговщина была и остается мощным пчеловодческим регионом; гордимся, что мы — родина выдающегося исследователя, изобретателя рамочного улья Петра Прокоповича. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех пчеловодов с Днем пасечника. Высоких вам медосборов!