Ярослав ДАВИДОВИЧ , секретарь Центральной избирательной комиссии:
— Сделать выборы прозрачными и честными возможно, поскольку новый закон технологически урегулировал оптимальное количество отдельных избирательных операций (так их можно назвать), в отличие от предыдущих, так что если их четко придерживаться и выполнять — это уже будет гарантией нормальных выборов. Если этих норм не будут придерживаться — есть Центральная избирательная комиссия и есть суд, который нарушение норм закона может сразу рассматривать и принимать соответствующие решения. Ведь старый закон 1997 года, который у нас был, много позиций не регулировал. Там было сказано: «Проводится в порядке, определенном ЦИК» — или ничего не было сказано. Например, в старом законе было сказано: «Для проведения избирательной кампании политические партии могут объединяться в избирательные блоки». И все. А возьмите новый закон — здесь все четко определено: какие партии могут участвовать в выборах, какие партии могут участвовать в формировании избирательных блоков, как проводятся съезды, конференции, кто туда уполномочивается, четко выписано содержание соглашения, урегулировано то, что политические партии, входящие в избирательный блок, должны иметь норму представительства в избирательных списках и т.д. Они вынуждены будут сделать их по закону, ведь любое отклонение влечет за собой нарушение, а это уже ответственность. Вы же обратили внимание: старый закон — 50 страниц, а новый — 106. Технологически выписаны все процедуры, а когда они выписаны и не выполняются — можно привлекать к ответственности. Если это продекларировано, как в старом законе, то суд говорит: «...можно так сделать, а можно этак…»
Александр ЧЕРНЕНКО , пресс-секретарь Комитета избирателей Украины:
— Сделать выборы честными и прозрачными какими-то указами или усовершенствованием законодательства невозможно. Возможно максимально приблизить избирательный процесс к общепринятым нормам. Но каким бы совершенным закон ни был, предусмотреть все возможности нарушений или фальсификаций в нем невозможно. Поэтому, в первую очередь, это должна быть добрая воля всех участников избирательного процесса. Это не означает, что не нужно вносить изменения в законодательство, которые, в первую очередь, предусматривали бы большую ответственность за нарушения, четче выписывали определенные процедурные нормы. Еще труднее сделать честные выборы благодаря указу. Потому что «указ об обеспечении честных выборов» — это то же, что, скажем, указ о рыночной экономике или о гражданском обществе. Такие вещи можно только приветствовать, потому что, благодаря этому указу, стало легче работать нашим наблюдателям от КИУ, если они будут иметь какой-нибудь конфликт с чиновниками или государственной властью, они всегда могут ссылаться на этот указ. Т. е. мы не считаем, что этого не следует делать, но этого очень мало для того, чтобы сделать выборы более честными. Вообще, теоретически сделать выборы честными на сто процентов возможно, если будет полное соблюдение закона. Но существует очень много декларативных норм, которые обеспечивают свободное избирательное право, тайное голосование и т. д. И даже в странах, которые принято считать демократическими на сто процентов, этого не происходит. Это показали прошлогодние выборы в Америке, так же мы были на выборах в Польше. Фальсификации выборов или нарушений там нет уже давно — это никому и в голову не приходит. Но там другое: так неравный доступ к СМИ. Конечно, если сравнивать с нами, то он абсолютно равный, но какие-то определенные моменты бывают. Наша цель, как организации, максимально приблизиться к общепринятым стандартам, их не нужно выдумывать: есть несколько документов ОБСЕ, в частности, Копенгагенское соглашение, Версальское соглашение, где такие вещи довольно четко выписаны. Рецепт здесь очень простой: хочешь честных выборов — сделай их честными. Не нарушай закон, вот и все. Во всяком случае, этот закон, который у нас есть, позволяет сделать выборы такими, что их результат будет отвечать волеизъявлению граждан.