Как и предполагал «День», процессу легализации теневых капиталов был дан первый импульс: 31 марта подписан Указ Президента «О мерах по легализации физическими лицами доходов, с которых не уплачены налоги». Указ предполагает, что физические лица смогут подать в органы государственной налоговой службы декларации о незадекларированных ранее доходах без обозначения источников их получения.
Механизм легализации должен предусмотреть «обязательный» перевод в банки Украины или внесения на счета в них денежных средств — доходов, которые легализуются, в том числе находящихся за границей. Период осуществления легализации доходов, с которых не уплачены налоги, будет иметь временные рамки, специальный механизм налогооблажения легализованных доходов с установлением ставки налога не выше минимальной ставки подоходного налога с граждан, а также освобождение физических лиц, которые легализовали свои доходы, от ответственности за нарушение налогового законодательства.
Соответствующий законопроект, в котором определяются конкретные механизмы процесса легализации капитала, по словам первого заместителя главы администрации Президента Василия Рогового, «практически отработан» и в течение 7—10 дней будет внесен в Верховную Раду.
Конечно, от механизма возврата теневых денег во многом зависит успешность, половинчатость или откровенный провал запланированной акции. Но многие эксперты обращают внимание в первую очередь и на то, что в стране очень ограничены возможности применения таких капиталов «на свету», кроме этого, капиталы бежали в тень в первую очередь, для того, чтоб избавиться от налогового пресса. Словом, пока понятна только логика государства: вернуть деньги в виде инвестиций, коль правоохранительные органы не могут выловить их другими методами. Но не совсем понятно, чем могли бы руководствоваться «теневики», решив они вдруг вернуть деньги, ведь факторы, которые вытолкнули их в тень, не устранены. Впрочем, эти процессы могли бы синхронизироваться. Можно предположить, что именно сейчас за поведением исполнительной и законодательной властей будут тщательно наблюдать, так сказать, заинтересованные лица, чтобы определить для себя, насколько серьезны намерения власти. То есть мы вступили в этап, когда начнет или не начнет формироваться доверие — основной базис легализации капиталов. Один из бизнесменов, пожелавший остаться неназванным, заметил, что пристально следит за разворачивающейся кампанией легализации, но пока даже одного аргумента в пользу возврата своих денег «из надежного места» не видит.
Анатолий Ермак, народный депутат, известный своими антикоррупционными выступлениями, считает идею легализации актуальной. Как первый шаг, выводящий на эффективный механизм возврата денег в Украину, можно рассматривать такую схему: «Если деньги не криминального происхождения, то — уплати из них налоги и будешь освобожден от криминальной ответственности за незаконное открытие валютных счетов за рубежом и уклонения от неуплаты налогов».
С другой стороны, уверен народный депутат, один закон не сможет урегулировать все процессы легализации, нужно будет вносить изменения в Уголовный кодекс, а также «открыть дорогу для легализованного капитала, создать экономические предпосылки для его эффективного использования». Государство должно создать приоритеты для вложения этих денег, с точки зрения А.Ермака, это может быть сфера образования, медицины, культуры и обороны. «Должна быть возможность быть благородными по отношению к тем, кто вкладывает деньги в вопросы, имеющие общегосударственную ценность».
Анатолий Ермак считает, что при создании эффективных экономических условий и механизма легализации, из 20 млрд. долларов, которые ушли в свое время за рубеж, могли бы вернуться 6—7 млрд. Если же реальный рынок для этих денег в Украине создан не будет, то, возможно, ситуация будет использована для легализации капиталов и последующего их вывоза за рубеж, считает А. Ермак.