Мы обратились к нашим читателям на сайте со следующим вопросом: что означает для Вас перспектива вступления Украины в Таможенный союз? Ответы были следующими: крах всех евроинтеграционных надежд — 24,32%; повод к новому «майдану» — 18,92%; повод к эмиграции — 13,51%; новое выгодное место Украины на международной арене — 27,03%; ничего не значит, хуже уже не будет — 16,22%. Как видим, положительно к Таможенному союзу относятся лишь 1/4 проголосовавших.
Тем временем российская сторона продолжает склонять Украину в свои интеграционные объединения. Днями в интервью трем федеральным каналам — «Россия», Первый и НТВ — премьер-министр России Владимир Путин подчеркнул: «Это было в 2002 году — если мне память не изменяет... Я, Назарбаев, Лукашенко и тогдашний Президент Украины Кучма. Я предложил подождать его специально, мы его дождались и вчетвером разговаривали. Ну так вот, не надо быть крупным специалистом, чтобы понять: от сложения наших возможностей — технологических, инфраструктурных, по транспорту, по энергетике, по минеральным ресурсам, по рабочей силе, по территориальным возможностям, даже по языковым, что тоже очень важно для развития общей экономики, — наша конкурентоспособность будет резко возрастать. Резко будет возрастать!»
Наверняка эта тема будет обсуждаться на сегодняшней встрече Владимира Путина с Николаем Азаровым в Санкт-Петербурге в рамках встречи глав правительств СНГ. А пока, по словам Президента Виктора Януковича, сотрудничество между Украиной и Россией выходит на совершенно новый уровень. Об этом он заявил вчера во время II Международного украинско-российского экономического форума в Донецке. Глава государства также выразил надежду, что товарооборот в ближайшее время превысит 50 миллиардов долларов. В свою очередь, присутствующий на форуме российский президент Дмитрий Медведев подчеркнул: «Российско-украинские отношения не должны сводиться только к разговорам о том, по каким ценам приобретать газ и как выстраивать такое важнейшее направление сотрудничества, как энергетическое. У нас есть и другие ценности, которыми мы можем параллельно распоряжаться и которые необходимо развивать».
После победы Виктора Януковича на выборах, а особенно после закрепления в законодательном порядке внеблоковости Украины, многие заговорили о продолжении так называемой многовекторной политики времен Леонида Кучмы. Характеризовалась она тем, что если обострялись отношения с Западом, то улучшались с Россией, и, наоборот, в случае ухудшения отношений в восточном направлении Украина резко сосредотачивалась на европейской и евроатлантической интеграции. Результатов такая политика, по сути, не имела, она лишь консервировала кланово-олигархическую систему. Чем это закончилось в 2004-м? Помнят все. Сегодняшняя ситуация во внешней политике во многом напоминает времена Кучмы. Конечно, трудно сказать, к чему приведет наметившееся охлаждение отношений с Западом и потепление с Россией, но недавняя история показывает: выигрывают от такой политики наши соседи, проигрывает — Украина.
КОММЕНТАРИИ
«У ЯНУКОВИЧА ПОТЕНЦИАЛ КОНФЛИКТА С РОССИЕЙ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ С ЕВРОПОЙ»
Александер РАР, директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике:
— Я считаю, что сейчас начинается новая фаза в развитии отношений с Украиной, когда давление Европейского Союза увеличилось. Вначале Украине просто напоминали о том, что она — правовое государство, что должна двигаться в сторону большей, а не меньшей демократии, есть опасения, что она сходит с демократического пути. В частности, в качества аргумента приводили дело Тимошенко. На Западе никто всерьез не ожидал, что ее осудят на семь лет и что начнется второй, более серьезный судебный процесс против нее.
Общественность на Западе, в Брюсселе, других столицах Европы забеспокоилась, потом «завелась». Когда канцлер Германии или президент другой страны, к примеру, Польши, делают серьезные заявления, то они ожидают, что такая страна, как Украина, которая рассматривается в качестве более слабого партнера, стремящегося учиться у ЕС, должна прислушиваться к советам «старших» и более развитых стран. Однако выходит так, что в Украине не только не прислушиваются к рекомендациям Запада, а делает все по собственному усмотрению. И это ведет к такому нарастающему раздражению и со стороны европейских бюрократий, и европейских элит, которые говорят: как же так — они хотят в Европейский Союз, но нас не слушают?
Ситуация здесь усложняется. И такое интервью, которое дает Янукович, по-моему, свидетельствует о том, что украинские лидеры говорят: нам надоело, мы просто не хотим больше слушать, не хотим этих поучений, отстаньте от нас — мы действуем по нашим законам. Это, конечно, не приведет к улучшению отношений.
Я всегда предполагал, что Украина и ЕС подпишут договор о Зоне свободной торговли. Я по-прежнему думаю, что Украина сможет подписать это соглашение, но ратифицировать в парламентах — вряд ли, и, таким образом, Украину будут держать на расстоянии, пока она не выпустит Тимошенко. Потому что Тимошенко — притом всем понятно, что она не святая, — стала символом настоящей борьбы ценностей, пути Украины на Запад. Просто она случайно или нет стала главным фактором. Чем-то вроде лакмусовой бумажки — сдаст ли Украина экзамен по соблюдению прав человека или не сдаст? И Янукович сам понимает, я думаю, что его люди такого тоже не хотели. Они также попались в ловушку, которую фактически им поставил ЕС и, может быть, Тимошенко, которая хорошо сыграла свою роль. И теперь никто не хочет отступать. Если Тимошенко посадят надолго, то потеряет лицо ЕС, который выдвигал главное требование Украине.
— В тоже время Янукович сказал, что он уже не спешит подписывать соглашение об ассоциации. Как бы вы это прокомментировали?
— Это в духе того, что происходит. Его аргументы, которые он приводит в интервью, таковы: «Мы сделали все наши уроки, домашнее задание, целые десять лет вели с вами переговоры, а сейчас пошли на технические и экономические уступки, а вы нам постоянно: Тимошенко. Хватит! Мы тоже готовы не подписать и не будем поддаваться этому давлению». Это тактика, чтобы показать Европейскому Союзу, что у Украины есть другие возможности. Это, конечно, испытывает европейское терпение. Однако в ЕС звучат голоса, что это Соглашение нужно подписать, как и то, что не нужно Тимошенко ставить на первый план. Но поскольку все завелись — люди в Европе весьма гордые и тщеславные, считают, что у них есть право напутствовать другие страны, особенно Украину, которая хочет быть с Евросоюзом, — они раздражены, будут блокировать в парламентах и дискуссиях любое подписание этого важного договора.
— Не кажется ли вам, что Европейский Союз, возможно, неясно объяснил то, что теряет украинская элита, не следуя тем правилам и стандартам, которых должны придерживаться члены этого «клуба»?
— Думаю, что Украина должна вступать в этот «клуб». А украинская сторона делает ту же ошибку, что и российская или белорусская, объясняя своему народу, что дело не в ценностях, а в экономической выгоде во вхождении в Европейский Союз. О ценностях на Востоке говорят очень мало. В Евросоюзе — как раз наоборот.
— Как вы считаете, нет ли опасности в том, что Украина может полностью развернуться и пойти в Таможенный союз, который предлагает большие дивиденды.
— В геополитическом отношении это будет хуже для Украины. Какие-то олигархи выиграют, какие-то проиграют. Путин манит Украину в Таможенный союз. Хотя я думаю, что у Януковича потенциал конфликта с Россией не меньше, чем с Европой, из-за сложных разборок по поводу газа. Может быть, Россия и не хочет навязывать идею Таможенного союза Украине, она хочет газовые сети Украины. Я думаю, что в кругах Януковича это понимают, и об этом будут торговаться. Этот торг более по существу, чем с ЕС, но он очень конфликтен. Поэтому весьма возможно, что после всего Украина опять окажется там, где была всегда, — ни там, ни где.
«Это дело не может быть признано законченным для европейских элит»
Павел ЗАЛЕВСКИ, депутат Европарламента из Европейской народной партии, вице-председатель Комиссии по международной торговле ЕП:
— Украинская власть не понимает, насколько негативный политический процесс может начаться после отозвания визита. Но это не должно означать конец надежды подписать Соглашение об ассоциации в этом году. Однако очевидно, что уменьшились шансы быстро закрыть это дело. В Европейском Союзе появляются голоса, чтобы поставить в зависимость формальное окончание переговоров и парафирование Соглашения об ассоциации от освобождения Юлии Тимошенко. Это дело не может быть признано законченным для европейских элит, поскольку это будет значить, что Евросоюз соглашается на смену Украиной европейского направления в интересах России, которая усиливает свое давление на неё. Очень важным является то, что мы имеем дело с ситуацией, когда Россия последовательно на протяжении многих месяцев использует все средства, чтобы склонить Украину к членству в Таможенном союзе под своей эгидой. Я уже призывал на форуме Европарламента поддержать Украину перед российским шантажом угрозами построить новую границу или предложениями замораживания торговых отношений и отсутствием гибкости во время пересмотра газового контракта. Если сегодня представители Европейской Комиссии и стран-членов ЕС приостановят переговоры с Украиной, то это будет выглядеть так, будто тот, кто выигрывает эстафету, потерял палочку и даже не пытался бы ее поднять, теряя большое преимущество перед конкурентами. Если дело Соглашения об ассоциации будет отложено на неопределенный срок, то это будет разочарованием для украинского общества, а также реальной потерей больших потенциальных прибылей для Евросоюза, которые возникали бы из соглашения.