Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возврат к старой риторике

Путин сравнил оппонентов с шакалами
22 ноября, 2007 - 19:58

Н а финальном отрезке своего восьмилетнего правления президент России Владимир Путин вернулся к риторике 2000 года. Перед тысячами поклонников, которые собрались позавчера в московском дворце спорта «Лужники», он обвинил оппонентов в стремлении вернуть к жизни «олигархический режим» образца Бориса Ельцина. После прихода к власти Путин пообещал «равноудалить» олигархов, влиявших на Кремль, однако теперь оппоненты обвиняют его в сохранении прежней модели, в которой лишь сменились лица.

«Они хотят взять реванш, вернуться во власть, в сферы влияния и постепенно реставрировать олигархический режим, основанный на коррупции и лжи», — сказал Путин под овации своих сторонников. «Это те, кто в 90 е, занимая высокие должности, действовал в ущерб обществу и государству, обслуживая интересы олигархических структур и разбазаривая национальное достояние. Это они сделали коррупцию главным средством политической и экономической конкуренции», — подчеркнул он. «Не надо иллюзий. Все эти люди не сошли с политической сцены. Их имена вы найдете среди кандидатов и спонсоров некоторых партий. Они хотят взять реванш, вернуться во власть, в сферы влияния. И постепенно реставрировать олигархический режим, основанный на коррупции и лжи», — сказал президент, не назвав, правда, конкретных имен. По словам Путина, «находятся внутри страны те, кто шакалит у иностранных посольств, иностранных дипломатических представительств, рассчитывает на иностранные фонды и правительства, а не на поддержку своего собственного народа».

Однако российский президент не сказал главного, ради чего собрались его поклонники. А они надеялись услышать о будущем статусе Путина из его уст, но не дождались откровений. Вместо этого Путин призвал свои сторонников голосовать за преемственность курса. «Если продолжится нынешний курс, сохранятся темпы прироста экономики, Россия в течение десяти лет способна войти в первую пятерку ведущих экономик мира. И мы это сделаем обязательно», — пообещал он.

Чем вызвана острейшая критика оппозиции со стороны российского президента? Не планирует ли Путин каким-то образом все-таки обойти конституционный запрет пребывания на посту главы государства два срока и вновь баллотироваться на эту должность? Как все это может повлиять на свободу слова в России?

Николай ПЕТРОВ , член научного совета Московского центра Карнеги:

— Мне кажется, что целью этого собрания и всей акции по сбору 30 млн. подписей было продемонстрировать, насколько велика поддержка Путина. Снова показать, что он не просто лидер списка «Единой России», но президент всех россиян и поддерживается гораздо более широкими массами, нежели просто сторонники этой партии. Может быть, привлечь дополнительные голоса «Единой России» — тех, кто лично поддерживает Путина, но не хотел раньше, по крайней мере, голосовать за чиновников, которые сидят в «Единой России». Одновременно, мне кажется, можно думать о том, что сама акция, когда за три недели были собраны 30 млн. подписей, когда все рыдают и говорят: не уходи, оставайся — может быть использована как основание для того, чтобы Путин, который неоднократно заявлял, что уйдет, сказал, что под давлением масс народа он не может оставить страну и будет так или иначе продолжать ею руководить.

У Путина еще много времени, чтобы каким-то образом включиться в борьбу за пост президента. Я думаю, что будут какие-то сюрпризы и шаги. Если не по изменению конституции, то, по крайней мере, по резкому изменению политической ситуации. Как назначили Зубкова, так же может произойти какая-то другая важная рокировка. Но важно то, что в России пока не было такой ситуации, чтобы президента определяли на выборах. Президент сначала становился лидером, а потом его на выборах легитимизировали. Так было в 1996 году, когда избирался Ельцин, в 2000 году, когда Путин исполнял обязанности президента, и в 2004 году, когда Путин переизбирался.

Не исключено, что сбор 30 млн. подписей может быть преддверием референдума по изменению конституции. Ожидалось, что вчера (21 ноября. — Ред. ) могут быть сделаны заявления такого рода. Этого не было сделано. Но, по крайней мере, имеются дополнительные основания, чтобы заявлять о том, что Путин пользуется широчайшей поддержкой и поэтому нужно что-то изменить, чтобы дать ему возможность остаться.

Путин — юрист и поэтому, если найдутся десятки оснований, чтобы в ситуации полного контроля судов, включая конституционный, сделать все так, чтобы и конституцию не поменять, и срок себе новый засчитать, то он это сделает, если захочет остаться президентом. Здесь нет абсолютно никаких проблем. По вчерашним достаточно жестким и хлестким заявлениям Путина и по его позиции в отношении ОБСЕ можно предположить, что российская власть сейчас не особенно считает себя ограниченной соображениями типа: как на это посмотрят на Западе. Есть миллионы людей, которые просят Путина остаться. Это прямая демократия и, ради Бога, пусть на Западе ругают, а мы сделаем так, как хотим.

Что касается возможного зажима свободы слова в России, то может случиться все что угодно. Ведь вчерашний выпад Путина не имеет под собой особых оснований. Об этом можно было бы вести речь, если бы действительно была реальная оппозиция, которая могла бы участвовать в выборах и отбирала бы голоса от «Единой России». Такой оппозиции нет в принципе. Ведь к участию в выборах допущены партии, которые получили разрешение Кремля. А кто Кремлю не нравится, тех даже не пустили на эти выборы. Поэтому те слова, которые вчера Путин произнес, не вызваны ситуацией. Они скорее отвечают его планам и раздумьям, как быть дальше и как отвечать на критику со стороны Запада.

Я думаю, что не иначе как смешным можно назвать предложение Миронова предоставить Путину пост спикера совета Федерации. Это просто демонстрация своей лояльности. В российских условиях, где парламент не играет никакой абсолютно роли, никому место спикера нижней или верхней палаты в принципе не нужно. А если оно понадобится, то в последнюю очередь об этом спросят у нынешних спикеров. Им просто скажут, что они там больше не нужны.

Что касается возможной западной реакции, если сейчас случится новый виток конфронтации в связи с решением по Косово, это тем более развяжет руки для принятия внутриполитических решений без какой бы то ни было оглядки на Запад.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ