На днях в галерее «Неф» (Киево-Печерская лавра) открылась уникальная выставка «Неисчерпаемое вдохновение» — все картины, иконы, изделия из драгоценных металлов и дерева создавали не профессиональные художники, а реставраторы Киево-Печерского заповедника. Именно они знают все современные и старинные техники живописи, за что специалисты называют их асами рисования. В целом на выставке представлено более 70 работ. Каждый из 60 художников на собственное усмотрение выбирал, что именно показать на выставке. Так, Сергей Леусский выбрал для «Неисчерпаемого вдохновения» только одну работу — цапу.
— Цапа — это элемент, который подвешивался ниже нимба на груди Богородицы или Святого Спаса, — объяснил автор работы Сергей Леусский. — Эта работа является образцом того, как нужно создавать изделия методом чеканки: резьбы по драгоценному металлу. Чаще всего я реставрирую кожаные переплеты в старых печатных книгах, которые изготавливались из серебра, латуни и др.
Как признается господин Леусский, за более чем 20-летнюю реставрационную деятельность пришлось отреставрировать несколько десятков старинных книг, но сложнее всего было работать над религиозным изданием ХVII века: для его восстановления пришлось освоить не один способ реставрации.
Для большинства художников-реставраторов участие в выставке — это дебют. В течение многих лет они творили только для себя, а сейчас пришло время поделиться своим опытом с современными художниками.
— Многие молодые художники не знают, как нужно писать картину, чтобы она хранилась не одну сотню лет: нужно уметь подбирать краски, правильно наносить их на полотна (где-то тонким слоем, а где-то — более толстым), — заметил участник выставки, художник Александр Андрущенко. — Все эти секреты знают реставраторы, ведь такие знания необходимы им для работы.
Среди различных техник живописи Александр Андрущенко предпочитает масляные краски. По его словам, акварельная техника требует выполнения работы в один прием, а бумага должна просвечиваться, без этого акварель теряет свою насыщенность и яркость. Зато масляная живопись позволяет художнику в ходе работы что-то переделывать, уточнять, добавлять новые детали.
— Если сравнивать, что сложнее: писать собственные картины или реставрировать чужие, то работать со своими произведениями намного проще. Реставрация — это довольно рутинный труд, требующий терпения, усидчивости и выполнения определенных технических операций. Конечно, здесь тоже присутствует элемент творчества, особенно в тех предметах, которые нуждаются в декоративных дополнениях, очистках и т.д., — продолжил господин Андрущенко. — Но даже техническая работа требует от реставратора творчества и вдохновения, а также знаний: какие именно реактивы нужно использовать, какие краски и тому подобное.
Чаще всего в руках реставраторов находятся музейные экспонаты, имеющие важное историческое значение. Чтобы работать с ними, художники постоянно проходят стажировку как в Украине, так и за границей. Результаты этого обучения тоже представлены на выставке — кованый из чугуна подсвечник, нож и игрушечная мышь (сделали их несколько художников, которые недавно вернулись из России, где освоили технику изготовления изделий из чугуна). Несмотря на плотный график работы, реставраторы надеются, что найдут минутку для новых произведений — чтобы показать их зрителям на очередной выставке.