Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время смотреть в небо

27 июня, 2001 - 00:00

Находясь во Львове, Папа Римский во время службы Божьей по латинскому обряду вручил золотую розу кардиналу Марьяну Яворскому как дар для Матери Божьей Ласковой во Львовской катедре. А для всех нас оставил золотые слова: «Если человек не смотрит в небо, то он теряет горизонты своей земной дороги». Нынче каждый штрих визита или события, с ним связанных, воспринимается как знаковый, как побуждение улучшить что-то вокруг себя и в себе самом.

После продолжительных холодных дождей, которые превысили месячную норму осадков, накануне приезда Папы львовяне взялись... мыть окна. Штрих якобы бытовой, и не только бытовой. Моральная чистота Святейшого Отца оказывала влияние на сознание даже тех, кто не знает «Отче наш», и в этом — его наивысший дар.



Папа Римский, удостоенный звания почетного гражданина Львова, принял из рук городского председателя Василия Куйбиды, которого он в прошлом году удостоил высокой награды — ордена Святого Григория, — знаковый подарок. Это спасенная от уничтожения старинная икона Божьей Матери с Дитям, найденная иеромонахом-студитом отцом Себастианом Дмитрухом на церковной колокольне села Попели на Львовщине. Такой подарок избран не случайно. Икона — сверстница Берестейской унии — почти уничтожена. Остались лик Богородицы и десница Божьего Дитя. Львовские реставраторы вложили максимум умения и мастерства в копию, которая подарена вместе с оригиналом. Этот подарок — словно проявление готовности возродить Украину, которая несмотря на лихолетье сохранила свой светлый лик...

«Визит Святейшого Отца, без сомнения, обогатит нас всех духовно. Общество станет более консолидированное, — убежден председатель Львовской облгосадминистрации Михаил Гладий. — В дни визита внимание всего мира приковано к Украине, к нашему региону. Я не сомневаюсь, что после него нами заинтересуются деловые круги со всех континентов». Кстати, по данным социологических исследований, проведенных среди львовян, 75,5% интеллигенции уверены, что одним из основных последствий визита Папы Римского в Украину будет «утверждение проевропейской демократической ориентации Украины».

МНЕНИЯ

Нина МАТВИЕНКО, певица:

— Мне выпала большая честь присутствовать на Божественной литургии (Византийского обряда) при участии Папы Римского Иоанна Павла II, проходившей на стадионе аэродрома «Чайка». Даже лично поприветствовать Понтифика и получить его благословение.

Думаю, что этот человек хочет объединить нас в любви. Все его действия направлены на то, чтобы мы жили в мире. Когда он стоял на коленях, целовал украинскую землю и просил прощения в аэропорту Борисполь после прилета в Киев — это не игра, не театр. Я считаю, что нам выпала большая честь, что Иоанн Павел II прибыл с визитом в наше государство. Он выдающийся политик, философ, Божий человек, который всю свою жизнь посвятил единению верующих. Он открывает нам сердца, показывает правду и освещает дорогу в будущее. Когда я подходила к Его Святейшеству за благословением, то мне очень хотелось не только поцеловать ему руку, но даже обнять его и поговорить. Он человек очень светлый. Я очень волновалась, но только прикоснулась к руке Папы, как на душе стало тепло и спокойно. Возможно поэтому мне было очень стыдно, когда я по телевидению увидела заявления представителей Московского патриархата о неприятии визита Иоанна Павла II. Их действия — дикость. Я считаю, что они люди амбициозные и на первом плане у них не религиозное учение, а политика. Причем, не Украины, а соседнего государства — России. Они даже забыли одну из Божьих заповедей: «Возлюби ближнего, как самого себя».

Папа Римский идет к людям и к нему они тянутся. За 22 года понтификата Иоанна Павла II было 23 покушения на его жизнь. Но он все равно ездит, встречается с верующими, даже простил турецкому фанату, стрелявшему в него. Возможно поэтому были предприняты очень серьезные меры предосторожности. О маршрутах его передвижения не сообщали. К стадиону, где проводилось богослужение, нужно было идти пешком больше трех с половиной километров. Милиция боялась провокаций и немного перестраховалась. Но кто хотел увидеть Понтифика, у того все равно была такая возможность. Папа Римский проявил огромное уважение к нашему народу тем, что все свои речи произносил на украинском языке. Мне кажется, что после этого визита у нас должны начаться сдвиги в обществе.

Евгений СВЕРСТЮК, редактор христианской надконфессионной газеты «Наша вера», бывший правозащитник, узник советских лагерей:

— Думаю, что никто из визитеров не говорил так об Украине, не обращался к ней с такой любовью, не понимал так ее сердце, как папа Иоанн Павел II; он назвал нашу землю «политой кровью», он считает ее духовным центром, сердцем Восточной Европы. Речи Папы Иоанна Павла II — это чистый христианский дух, не омраченный политикой. Давайте не забывать, впрочем, и то, что папа Кароль Войтыла — один из тех людей, которые разваливали тюремные стены в Польше и Украине, открыли тюрьмы, в которых сидел и я.

Во время своего визита Папа сказал украинцам даже больше, чем я ожидал. Весьма важным является его призыв к единству христиан. Думаю, что бездны между католицизмом и православием нет; это проявилось, в частности, в том, что между православными и католиками не было религиозных войн, подобных тем, которые имели место между католиками и протестантами. Что нас разделяет, так это недостаток религиозности и недостаток культуры. Мне очевидно, что какие бы слова не сказал Иоанн Павел II, в частности, слова прощения, они не успокоят Московский патриархат. Объяснение в том, что Папа проповедует среди язычников, которых много еще осталось как среди католиков, так и среди православных. Что произвело на меня наибольшее впечатление во время встречи Папы в аэропорту? Картина идеального человека в окружении грешников.

Мирослав ЛАБУНЬКА, д-р философии, бывший ректор Украинского свободного университета в Мюнхене:

— Относительно несогласия Московского патриархата, то что же можно было поделать? Папа, Апостольский престол сделали все, чтобы умиротворить московских православных, чтобы им понравиться. Но на каком-то этапе решили — уже хватит. И сделали то, что должны сделать — поехали в Украину. Папа Иоанн Павел II всегда правит службу на языке той страны, в которую он приехал. Хотел бы я посмотреть, как бы с этим управился Московский патриарх Алексий II.

Одним из нерешенных церковных вопросов остается проблема превращения Украинской греко-католической церкви в патриархат, на что до сих пор Апостольская столица не соглашается. А я так думаю, что если бы образовался Греко-католический патриархат, это объединило бы православных Украины — они немедленно бы образовали одну церковь из страха перед «засильем Рима».

Отец Александр, Церковь Пресвятой Богородицы на Оболони, УПЦ МП:

— Мы не можем одобрять визит в Украину Римского папы Иоанна Павла II хотя бы потому, что, несмотря на традицию, он приехал сюда без согласия нашей церкви. Хотя Украина является канонической территорией УПЦ МП. Второй причиной несогласия УПЦ МП является то, что до сих пор неурегулированы тяжелые болезненные проблемы в Западной Украине, где греко-католики захватили все наши храмы, уничтожили три великие цветущие православные епархии. При таких условиях некстати было сюда ехать. Или ехать, во всяком случае, только с политическим, дипломатическим, а не пастырским визитом. Особенно возмутительным является визит в Киев, где подавляющее большинство жителей — православные.

Православные Украины очень боятся, что нога католиков ступит на землю древних святынь — Киевско-Печерской лавры и Святой Софии Киевской. Поэтому Православные братства нашей церкви несут постоянный надзор и охрану, чтобы не допустить кощунства, хотя со стороны Ватикана и были даны обещания не входить в эти святыни.

Мы не против контактов с католиками, — общаемся с ними во Всеукраинском совете церквей, решаем общие проблемы. Но нужно уважать чужую каноническую территорию. Относительно личности самого Римского папы Иоанна Павла II, то я не имею ничего против него. Мы против не Папы, а против экспансивной агрессивной политики Ватикана, его устремления на чужие территории, на Восток, пользуясь демократией, дипломатией и даже подпольно. Наш глава Союза православных братств Украины г. Валентин Лукьяник однажды сказал: «Если бы я встретился с папой в Италии, а не в Украине, я бы с ним подружился!» В общем считаю, что Президент Кучма сделал неправильно, пригласив Римского папу, и не имел права говорить от имени всего народа Украины, когда приветствовал Римского папу.

Мартин ДЖАЗАИРИ, Чешское телевидение (Прага):

— Тяжело иностранцу разбираться в сложной системе церковных отношений Украины, тем более, что сюда входят также взаимоотношения с Московской церковью. Иностранцу и иноверцу не легко также ориентироваться в православии, в учении и практике которого на первом месте стоит церковь, а не спасение человека. В любом случае, считаю визит Папы Иоанна Павла II незаурядным международным событием. Не может быть сомнений также в том, что украинские католики имеют полное право на встречу со своим архипастырем. Дико было бы думать иначе. А относительно разрешения УПЦ МП, то все мы хорошо знаем, что такого разрешения Ватикан не получил бы никогда. Странными выглядят также претензии Москвы на те храмы на Западе Украины, которые якобы отобрали у них греко-католики. Всем известно, что эти храмы Московский патриархат получил из рук КГБ. Однако Московский патриархат, как и Россия, очень тяжело разлучается с тем, что так или иначе попало в его руки. Хотел бы еще сказать, что очень ценю такую черту понтификата Иоанна Павла II, как покаяние за исторические провинности церкви. Это мне по душе, это всем нам пример.

Зиновий КУЛИК, политолог:

— Можно считать, что приезд Понтифика на нашу землю — это событие, которое происходит примерно раз в 600 — 700 лет, имеется в виду, что два Папы были в Крыму: один в I ст., второй — в VI ст. Но если учесть, что это первый визит, что Папа — славянин, что это начало нового тысячелетия, то только эти три компонента делают данный визит воистину историческим событием для Украины. Это историческое событие, являющееся объективным мировым признанием Украины, как государства, а украинской нации, как нации, строящей свою государственность.

Я имел возможность услышать первые слова Папы в Борисполе, и потому я откровенно счастлив, как украинец. Впервые из уст выдающегося поляка мы услышали объективное историческое признание, что Киев является одним из центров христианства, более того — что Украина является базовой территорией для распространения христианства в Восточной Европе вплоть до Урала и далее. Я думаю, что эти слова мы оценим только со временем. Более того, когда я услышал это, то во многом стала понятна позиция Московского Патриархата.

Во время литургии по византийскому обряду в Киеве Папа цитировал слова Христа из Евангелия от Иоанна во время тайной вечери о том, что так или иначе — христианство единое и будет единым в будущем. Если независимо от конфессии люди осознали услышанное, то они поняли, что христианин любой конфессии ожидает второго пришествия мессии и, очевидно, это может произойти только тогда, когда христиане будут едины.

Если говорить о протокольной части встречи Папы как главы государства Ватикан, по-моему, она безупречна. Если же говорить об организации встречи Папы как главы римо-католической церкви, с христианами, то многое было сделано под лозунгом «особые меры безопасности». Это было организовано настолько неумело, что отбило желание каким-то образом реализовать свои попытки хотя бы издалека увидеть Папу. Скажем, если даже VIP-гости добирались до аэродрома «Чайка» по полтора-два часа, и в глухом поле на бездорожье была организована VIP-стоянка, то обо всем остальном говорить очень трудно. Я понимаю, что есть особые меры безопасности, но они в том и состоят, чтобы обеспечить нормальные условия общения духовного лидера со своей паствой. Я не говорю о беспрецедентном перекрытии улиц за два-три часа до проезда эскорта и два часа после. Даже миряне, которые были безразличны к приезду Папы, также страдали от этих неудобств, и создалось такое впечатление, что кто-то сознательно пытался создать их как можно больше, с тем, чтобы вызвать обычное бытовое неудовольствие в массах людей и связать это с именем Папы.

Я считаю, что Папа в своих речах был максимально откровенным, исторически корректным и выдал очень много авансов нашему народу. Особенно, когда сказал, что его приятно удивило, что несмотря на многолетние попытки тоталитарного режима оторвать народ от его исторических корней, этого сделать не удалось. И он встретил здесь массу людей, которые действительно сберегли свои исторические, моральные и религиозные корни.

Максим СТРИХА, доктор физико- математических наук, писатель, член Президиума УНП «Собор»:

— Визит Папы еще не завершен, и говорить о его значении в целом еще рановато, хотя уже ясно: приезд легендарного Папы, который во многом изменил лицо мира, может иметь для Украины весьма далеко идущие последствия.

Поэтому буду говорить лишь о первых впечатлениях. В первую очередь, весьма заметно, что масштаб личности Иоанна Павла II вынудил даже наших высших государственных деятелей изменить тональность их выступлений. Леонид Кучма, приветствуя Папу, говорил как вполне респектабельный европейский президент. Я понимаю это — заслуга спичрайтеров и советников. Но ведь «для внутреннего употребления» те же советники выбирали совсем другую тональность, квинтэссенцией которой стали печально-известные «шарики за ролики» и «бред сивой кобылы»...

Безусловно, шоком для нашей русскоязычной преимущественно элиты (и для средних киевлян) стала подчеркнутое украиноязычие Папы (вместе со свободным использованием во время служб еще десятка других европейских языков). Мы уже давно привыкли, что Папа — полиглот. Но одно дело — знать что-то абстрактно, а иное — почувствовать на себе. На фоне глубокой уважительности Папы к нашему языку особенно непривлекательно выглядят те наши должностные лица во главе с первым вице-премьером Олегом Дубиной, которые до сих пор не смогли публично сложить двух слов по-украински.

И, наконец, после глубоких и мудрых слов Папы о необходимости прощения друг другу давних обид, каждому хоть сколько-нибудь наделенному способностью критически мыслить человеку становится понятно, что уже ничем нельзя оправдать обскурантской, ненавистнической позиции Русской православной церкви и ее отделения в Украине. Эта церковь предстала вдруг «во всей красе» — не как духовное учреждение, а как сугубо политическая структура, призванная удерживать Украину в сфере московского влияния. И число поклонников этой церкви (во всяком случае в среде интеллигенции) в эти дни катастрофически сократилось (по сообщению пресс-службы УНП «Собор»).

Илья АРХИПОВ, радио «Эхо Москвы» (Москва):

— В общем согласен, что Римский папа имеет полное право посещать своих верных — католиков и греко-католиков. Считаю, однако, что Апостольский престол должен был как-то договориться с УПЦ МП, чтобы не вызывать протестов православных. Эти протесты продемонстрировали, что есть немало недовольных визитом среди граждан Украины. В результате — еще больший раскол единоверцев — одни служили молебны, чтобы визит прошел хорошо, другие молились ради противоположной цели. Знаю также, что Московская патриархия большое значение придает тому, будет или не будет во время визита начат процесс канонизации митрополита Андрея Шептицкого, и готовится к протестам, если «да». Еще одна причина ухудшения отношений между Ватиканом и Даниловым монастырем — встреча папы Иоанна Павла II с Филаретом. От таких факторов зависит хрупкий мир между христианами. Убежден, впрочем, что Московский патриархат виновен в том, что не предоставил автокефалии Украинской православной церкви, откуда и пошли многочисленные осложнения.

Андрей ПАВЛИШИН, редактор журнала «Ї»:

— Если пошутить, то возможно киевские чиновники научатся у Папы говорить на украинским языке без акцента и стилистически правильно, а если серьезно, то этот приезд даст очень важный толчок к размышлениям общественности, государственным деятелям и гражданам над фундаментальными основами бытия. Католическая церковь в мире имеет исполинский опыт евангельского служения и разговора с людьми. Она учит лучше доносить слово правды и любви до каждого. То, что у нас называют религией или духовностью, есть только символизация — очень условные символы, которыми спекулируют особенно тогда, когда нужно привлечь внимание общественности к личности. Я считаю, что у нас также существует очень серьезный кризис в области духовности и в области конфессионной жизни, а этот визит поможет увидеть здоровые модели того, как это должно быть. Наверное, нашей элите в смысле политическом и духовном — это важный урок, как кратко, выразительно и просто следует доносить свои мысли до людей.

Леся АНТОНОВИЧ, директор культурно-творческого центра «Дзига»:

— Достаточно взвешенное, не перегруженное и чрезвычайно искреннее выступление Папы Иоанна Павла II очень понравилось. О самой организации в Киеве тяжело говорить, но так, как это выглядит по телевидению, то столица лучше подготовилась, чем Львов. Сейчас (вчера. — Ред. ), через пятнадцать минут, Папа должен проехать по Армянской улице, а ремонт еще не закончился. Как говорят, «когда Папа приезжает, то все становится хорошо», вступают в силу какие-то благотворные обстоятельства, которые способствуют тому, что приезд Папы закончится позитивными результатами и для того города, куда он приезжает. Единственное беспокоило, что на латинском обряде было намного больше людей, чем на византийском. Думаю, что во Львове будет наоборот.

Ярослав ИСАЕВИЧ, историк:

— Я думаю, что приезд Папы будет содействовать взаимной толерантности Украины, будет способствовать лучшему пониманию, осознанию нами этой миссии не только лично Папы, но и Ватикана в целом, определенному осознанию и позитивной роли современных польских интеллектуалов, которых представляет Папа, как людей, в целом правильно осознающих место Украины в мире. Впечатление от выступления у меня очень положительное, я восторгаюсь мужеством этого человека, который преодолевает физическую немощь во имя чувства долга, и видно, что он не перечитывал текст, написанный другим, но и лично многое вложил в эти слова. Возможно, я согласен не со всем, о чем он говорил, но больше преобладают глубокие, умные оценки ситуации. По поводу организации, то плохих моментов я не заметил, но рассказывают, что что- то ужасное происходило на подступах к «Чайке». Я был в Варшаве во время первого визита Папы в свою родную страну, и там таких искусственных преград за много часов до приезда не было. Посмотрим, даст ли этот визит какие-то результаты.

Роман ИВАНИЧУК, профессор Львовского государственного университета:

— Этот святой человек благословил Украину, и я верю в это благословение. С политической точки зрения — это большая популярность нашего государства в мире, ибо огромное количество государств сейчас принимают прямые трансляции из Киева и Львова. Очень знаменательно, что Папа, поляк по национальности, с такой симпатией относится к Украине, верит в ее будущее, радуется за нее и замечательно говорит по-украински. Содержание его речей гуманное, человечное.

Приезд Папы многое высветил. Он показал раздел между украинской и российской цивилизациями. И магометане, и индуисты, и буддисты — все принимает Папу как человека, достойного чести и уважения, и только Московский патриархат и сам Алексий показали свое невежество. Украина только выиграла на этом визите, и столько же, адекватно, потеряла Москва своей борьбой против него.

Подготовили Клара ГУДЗЫК, Татьяна ПОЛИЩУК, «День», Владимир ДЕНИСЕНКО

Оксана ТЕЛЕНЧИ, Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ