Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вселенский патриархат собирается произвести ревизию истории

1 апреля, 2000 - 00:00

В конце марта швейцарское издание «Daily Zeitung» предало огласке весьма интересные сведения, связанные с новым поворотом в отношениях между Константинопольским и Московским патриархатами. По сообщению некотоего титулярного епископа из окружения митрополита Мелитона и Вселенского патриарха Варфоломея I, пожелавшего остаться неизвестным, Константинопольский патриархат (КП) планирует начать практическую ревизию решений, принятых в 1686 году Царьградским патриархом Дионисием. Тогда, под давлением обстоятельств (политическая воля Великого визиря Османской империи, а также 120 соболей и двести червонцев, привезенные в подарок московскими послами) были проигнорированы исторические интересы Царьграда в пользу однодневных — патриарх Дионисий согласился на передачу Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата (МП). Хотя с того времени прошло уже более 300 лет, КП не смирился с потерей. Так, в 1924 году, в «Патриаршем и Синодально-Каноническом Томосе» патриарха Грегора VII говорится: «Отделение от Нашего Престола Киевской митрополии (1686 года) и православных митрополий Литвы и Польши, зависящих от Киевской, а также приобщение их к Святой Московской церкви состоялось не согласно каноническим правилам».

И вот Вселенский патриархат опять возвращается к этой проблеме. Согласно с упомянутым швейцарским изданием, речь идет о том, чтобы вместе с «излюбленным братом нашим Всесвятейшим патриархом Алексием II» постепенно, шаг за шагом, обсудить возможные изменения на православной карте мира, прекрасно осознавая, что это будет сложный, болезненный и длительный процесс. Правда, однако, на стороне КП, считает информатор швейцарского издания. К тому же изменились политические обстоятельства. Поскольку до распада Российской империи и Советского Союза существовали если не канонические, то по крайней мере логические основания вхождения Украинской церкви в состав МП — тогда Украина была частью империи и имел силу принцип поместности. На сегодня такое оправдание отсутствует.

Почему именно сейчас поднимается давнишнее церковное дело? Скорее всего из-за того, что в середине февраля в интервью греческому журналу патриарх Алексий II заявил, что не существует теологических возражений против того, чтобы Московская церковь заняла первое место в православном мире, а Московский патриархат стал вторым (вместе с католическим Римом) полюсом христианства. То есть было сказано открытым текстом, что Третий Рим, Москва, собирается поменяться местами со Вторым Римом, Константинополем. А православные политики с Фанара (Стамбул) давно подсчитали, что после подчинения Константинополю церквей Украины, Беларуси и Литвы, которые когда-то были частью Киевской метрополии, КП станет наибольшей православной церковью мира.

Еще одно, «незначительное», обстоятельство — ни одну высокую сторону не интересует мнение украинских православных по поводу этого исторического противостояния. Как будто бы нас, необразованных язычников, только вчера окрестили греческие миссионеры.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ