Церемонию награждения этого года, традиционно проходившую в Международный день театра, на этот раз даже шутя назвать местным «Оскаром» было бы вандализмом.
По-настоящему были удовлетворены разве что счастливчики, которые, как повелось, получили квартиры и именные часы от мэра столицы, ордена (вручали орден Княгини Ольги III степени) и звания. На этот раз впервые концентрация театральных и околотеатральных звезд на квадратный метр не соответствовала ожидаемой. Впервые зал изредка шумел аплодисментами, впервые пустел на глазах с начала церемонии. Впервые после финала спешили не поздравлять победителей, а на футбол. Впервые консервативное общество приветствовала культовая группа украинского рока «ВВ». Впервые по неизвестным причинам не появились на награждении некоторые победители. Никогда раньше мужчина не получал «Пектораль» за лучшее исполнение главной женской роли (Валерий Легин, «Лысая певица» — Экспериментальный театр). До сих пор не давали серьезную профессиональную премию студентам (4-Б актерский курс КГИТИ им. Карпенко-Карого, номинация «Дебют», спектакль «Визит господина В» («Созвездие») и «Человек из Ламанчи» (ТЮЗ)).
Впервые в этом году Национальный театр имени Леси Украинки отозвал четырех номинантов (спектакль «Блоха в ухе»), отказавшись от участия в «Киевской пекторали», соответственно, актер Национального театра имени Ивана Франко Виталий Савчук, лауреат в номинации «За лучшую эпизодическую мужскую роль» (спектакль «Бал воров»), впервые оказался единственным представителем от национальных драматических театров среди всех номинантов.
Только в этом году учредители премий (СТД и Главное управление культуры г. Киева) отреагировали на перманентные разговоры о постепенном нивелировании престижной премии. И поэтому впервые (ради объективности!) более 60 премьерных спектаклей просмотрели члены экспертной группы, а отмечало победителей жюри в составе совсем других, еще более почтенных людей (несмотря на то, что некоторые напоминали «свадебных генералов»). Поэтому впервые откровенно были недовольны результатами не только некоторые актеры, их коллеги, зрители, но и эксперты. И главное, впервые премия «измельчала» — официально подтверждено, что процесс все активнее обходит серьезные театры, фонтанируя в театрах камерных, близких к эксперименту.
Лучшие достижения «Пекторали» у Экспериментального театра: прибавим премии в номинациях «За лучшую женскую эпизодическую роль» — Виктория Авдеенко («Лысая певица»), «За лучшую сценографию» — Владимир Карашевский («Амфитрион»).
«Малая форма» принесла победу и Алексею Вертинскому в номинации «За лучшую главную мужскую роль» в моноспектакле «Синий автомобиль» Молодого театра.
Лидер по количеству представленных номинантов, самый динамичный киевский театр — Драмы и комедии — не получил ни одной награды. В этом году оказали предпочтение щемящей трактовке пьесы А. Корнийчука «В степях Украины» (Театр на Подоле) мастера театральных находок и зрелищности Виталия Малахова (лучшее представление, лучшая режиссура).
Все награжденные, даже если и не лучшие, то, во всяком случае, достойные. Чтобы в это поверили те, кто на этот раз проиграл, стоит поднять шаткий авторитет «Киевской пекторали». Ведь атмосфера праздничного вечера свидетельствовала — претензий не стало меньше.
Вялость собственно церемонии награждения, вероятно, отразила аморфность театральной ситуации в столице. А оформление сцены — «Пектораль» в черно-сине-красных лентах и украшенный цветами трон победителя в виде обелиска вызвал соответствующие, верится — случайные, ассоциации: траурный антураж — это по поводу «Киевской пекторали» или театра вообще? Тем более, что грусть от ощущения начала конца не развеяли ни бравурное настроение чиновников, ни оркестр с фейерверками в честь праздника, ни даже длинные перечисления достижений победителей.
В необходимости театральной премии мало кто сомневается, но и до сих пор «проклятый вопрос» «Киевской пекторали»: а судьи кто? — висит в воздухе и становится предлогом для спекуляций вокруг ее объективности. Об отношении к «Пекторали» мы спросили у присутствующих на церемонии театральных деятелей.
Александр БЫСТРУШКИН, начальник Главного управления культуры г. Киева, сопредседатель оргкомитета премии, член жюри:
— Это престижная премия и за нее нужно бороться. Мы пытаемся быть как можно более объективными в оценке, но при этом всегда готовы к разговору, к предложениям. Ведь мы должны быть честными перед собой и перед зрителем.
Борис КУРИЦЫН, зав. литературно-драматургической частью Театра имени Леси Украинки (театр отказался от участия в «Киевской пекторали»):
— Как показывает практика, победители не всегда соответствуют уровню премии. Сейчас она превратилась в провинциально-местечковую. Блестящая идея премии должна жить, однако воплощать ее нужно чистыми руками, а не превращать в яблоко раздора. Ведь нынче в номинацию попадают спектакли, которые или не идут вообще, или после вручения премии говорят зрителю «до свидания». Сталкивают абсолютно несоизмеримые вещи — экспериментальный театр с традиционным, молодежь — с мастерами. Сегодня с премией стоит или попрощаться, или в корне пересмотреть всю ее систему.
Валерий ЛЕГИН, актер, лауреат премии за лучшее исполнение главной женской роли («Лысая певица», Экспериментальный театр):
— Мне приятно, что я ее получил. Как каждый победитель, считаю, что оценка объективна. Если бы проиграл, думал бы иначе.
Алексей ВЕРТИНСКИЙ, актер, победитель в номинации «За лучшую главную мужскую роль» («Синий автомобиль», Молодой театр):
— Это престижная премия. Если говорить об объективности — не уверен. Однако к премии нужно стремиться, за нее нужно бороться. Это же неинтересно, если я целый год бредил работой, а потом она осталась незамеченной. «Синий автомобиль» — это очень удачный моноспектакль, но, на мой взгляд, моноспектакли — это особый жанр, было бы лучше выделить их в отдельную номинацию.
Дмитрий БОГОМАЗОВ, режиссер, номинант премии за лучшую режиссерскую работу и лучший спектакль («Филоктет-концерт», театр Драмы и комедии на Левом берегу Днепра):
— Сегодня праздник. Есть повод собраться, а получать премию... Ее же дают люди, а они могут ошибаться. Я к премии отношусь очень спокойно.
Виталий МАЛАХОВ, режиссер, лауреат премии в номинациях «За лучшую режиссуру и лучший спектакль» («В степях Украины», Театр на Подоле):
— Я не верю тем, кто в кулуарах говорит, что получить эту премию непрестижно. Я абсолютно убежден, что в глубине души они надеются ее получить. Я не скажу, что «Киевская пектораль» — абсолютная премия. Но она ровно настолько же тенденциозна, как, предположим, «Оскар». Другое дело: нельзя все театры мерять одной меркой. Поэтому если есть деньги и возможности, нужно создавать другие театральные премии.
Александр ГЕТМАНСКИЙ, актер, номинант на премию за лучшую главную мужскую роль в спектакле «Елисейские поля в Нью-Орлеане» (театр «Браво»):
— Пусть о судьбе премии беспокоятся люди, которые ее придумали и вручают. Мы играем. На церемонию я пришел увидеть друзей, что удается нечасто. Вероятно, премия кому-то нужна. Всем нужна. Но как и любая другая премия, «Киевская пектораль» — абсолютно вкусовая, и я убежден, что она не отражает реальную театральную ситуацию.